Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 11 — ные интересы Карельской Трудовой Коммуны ограждены тем, что в полосу, отводимую дороге, не включаются земли трудового пользования местного насе ления и площади, на которых к моменту опубликования Положения будет намечена уже органами Карельской Трудовой Коммуны эксплоатация при родных богатств. Мурманской дороге отводятся, таким образом, незаселенные и не эксплоатируемые пространства. Существование дороги и развитие края, указывается в представлении Севзапэкосо, диктуются интересами всей Республики, перед коюрыми мест ные интересы Карельской Трудовой Коммуны неминуемо должны от ступить на второй план. „Карельская Трудовая Коммуна не учитывает также, что экономический подъем всего края в результате планомерно проведенной колонизации отра зится прежде всего на территории Каркоммуны—далеко за пределами того относительно небольшого количества земли, которое отводится Мурманской дороге". Почти одновременно с разработкой проекта о колонизации Карело-Мур- ыанского края на изложенных основаниях в Северо-Западном Экономическом Совещании в течение трех месяцев, октябрь—декабрь 1922 года, произво дилась интенсивная разработка и обоснование нового метода железнодорож ной колонизации с точки зрения его целесообразности и возможности при менения его в условиях советской государственности и в частности в Карело- Мурманском крае — в Государственном Научно-Исследовательском Колониза ционном Институте. В виду новизны дела, необычайности его в наших усло виях, заинтересованности в нем промышленных организаций, работающих на Севере, уяснения возможных перспектив и разработки правильных путей в колонизационном деле, Государственный Исследовательский Институт при влек к обсуждению его широкие научные и общественные силы. В соединенных заседаниях Московского и Петроградско-Мурманского от делений Института 18 ноября и 26 и 27 декабря 1922 года, после предва рительного ряда докладов, проект железнодорожной колонизации Карело- Мурманского края подвергнут был углубленному обсуждению. Произведен был анализ и положительных и отрицательных суждений за и против проекта с различных точек зрения. Среди отрицательных суждений не безинтересно привести здесь главнейшие положения доклада представителя Северолеса. Положения эти при последующем обсуждении проекта Северо-Западного Эко номического Совещания в Госплане в заметной степени отразились на не котором видоизменепии проекта и ослабили до известной степени ясность цели и установки проекта Севзапэкосо, обусловившие впоследствии, при при менении закона о колонизации Карело-Мурманского края, нежелательные трения. Основные положения доклада представителя Северолеса сводились к ниже следующей сущности. 1 . Для использования естественных богатств Мурманско-Карельского края и, в частности, для развития основных богатств его—лесной промышлен ности и рыбо-звериных промыслов, необходима его колонизация, которая, по почвенным, климатическим и т. п. естественно-историческим условиям должна и может быть преимущественно промысдово-промышленпой колонизацией. 2. В виду изложенной предпосылки и принимая во внимание, что в Рес публике отсутствуют частно-капиталистические основания во владении земель ными участками, применение к Мурманско-Карельскому краю метода железно дорожной колонизации, так наз. „канади8ацни“, является принципиально ошибочным. Для переселенцев в первую очередь и главным образом необхо димо предоставить всесторонне их обеспечивающие заработки в лесной про мышленности, на рыбных промыслах и желдороге; предоставление же приш лому рабочему населению огородных и покосных угодий является делом, хотя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz