Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 11 — ные интересы Карельской Трудовой Коммуны ограждены тем, что в полосу, отводимую дороге, не включаются земли трудового пользования местного насе­ ления и площади, на которых к моменту опубликования Положения будет намечена уже органами Карельской Трудовой Коммуны эксплоатация при­ родных богатств. Мурманской дороге отводятся, таким образом, незаселенные и не эксплоатируемые пространства. Существование дороги и развитие края, указывается в представлении Севзапэкосо, диктуются интересами всей Республики, перед коюрыми мест­ ные интересы Карельской Трудовой Коммуны неминуемо должны от­ ступить на второй план. „Карельская Трудовая Коммуна не учитывает также, что экономический подъем всего края в результате планомерно проведенной колонизации отра­ зится прежде всего на территории Каркоммуны—далеко за пределами того относительно небольшого количества земли, которое отводится Мурманской дороге". Почти одновременно с разработкой проекта о колонизации Карело-Мур- ыанского края на изложенных основаниях в Северо-Западном Экономическом Совещании в течение трех месяцев, октябрь—декабрь 1922 года, произво­ дилась интенсивная разработка и обоснование нового метода железнодорож­ ной колонизации с точки зрения его целесообразности и возможности при­ менения его в условиях советской государственности и в частности в Карело- Мурманском крае — в Государственном Научно-Исследовательском Колониза­ ционном Институте. В виду новизны дела, необычайности его в наших усло­ виях, заинтересованности в нем промышленных организаций, работающих на Севере, уяснения возможных перспектив и разработки правильных путей в колонизационном деле, Государственный Исследовательский Институт при­ влек к обсуждению его широкие научные и общественные силы. В соединенных заседаниях Московского и Петроградско-Мурманского от­ делений Института 18 ноября и 26 и 27 декабря 1922 года, после предва­ рительного ряда докладов, проект железнодорожной колонизации Карело- Мурманского края подвергнут был углубленному обсуждению. Произведен был анализ и положительных и отрицательных суждений за и против проекта с различных точек зрения. Среди отрицательных суждений не безинтересно привести здесь главнейшие положения доклада представителя Северолеса. Положения эти при последующем обсуждении проекта Северо-Западного Эко­ номического Совещания в Госплане в заметной степени отразились на не­ котором видоизменепии проекта и ослабили до известной степени ясность цели и установки проекта Севзапэкосо, обусловившие впоследствии, при при­ менении закона о колонизации Карело-Мурманского края, нежелательные трения. Основные положения доклада представителя Северолеса сводились к ниже­ следующей сущности. 1 . Для использования естественных богатств Мурманско-Карельского края и, в частности, для развития основных богатств его—лесной промышлен­ ности и рыбо-звериных промыслов, необходима его колонизация, которая, по почвенным, климатическим и т. п. естественно-историческим условиям должна и может быть преимущественно промысдово-промышленпой колонизацией. 2. В виду изложенной предпосылки и принимая во внимание, что в Рес­ публике отсутствуют частно-капиталистические основания во владении земель­ ными участками, применение к Мурманско-Карельскому краю метода железно­ дорожной колонизации, так наз. „канади8ацни“, является принципиально ошибочным. Для переселенцев в первую очередь и главным образом необхо­ димо предоставить всесторонне их обеспечивающие заработки в лесной про­ мышленности, на рыбных промыслах и желдороге; предоставление же приш­ лому рабочему населению огородных и покосных угодий является делом, хотя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz