Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 10 — недостатку природных рессурсов, а вследствие отсутствия путей сообщения и недостатка населения. Проведение Мурманской дороги, выполненное только во время войны под давлением военной необходимости, коренным обраэом изменило положение в отношении путей сообщения, но тем самым еще резче выдвинулся вопрос о недостатке населения. Недостаточные размеры местного сельского хозяйства в возможных по климатическим условиям формах и отсутствие вследствие этого местного про­ довольствия, конской силы и рабочих рук, ставят препятствия не только для освоения природных богатств края, но даже и для правильного функциони­ рования железной дороги. Развитие края, поддержание и достройка Мурманской железной дороги, ■оборудование Мурманского порта—все это невозможно без привлечения люд­ ской силы, проведения дорог, создания очагов местной жизни на основе воз­ можных форм сельского хозяйства, т. е. без планомерной колонизации края. Колонизация Олонецко-Мурманского края необходима и по политическим соображениям, являясь наиболее действительным средством для ограждения пустынной, но богатой окраины от захватнических поползновений со стороны соседних государств. Мурманская ж. д., связывающая Мурманский край с Петроградом и со всей страной, имеет особое значение в деле оживдения и колонизации края, являясь основной экономической и колонизационной осью. Из всех существующих методов колонизации для Олонецко-Мурманского края наиболее целесообразным и наиболее применимым является метод железнодорожной колонизации, при котором Мурманская ж. д. должна рассматриваться, как государственный колонизационный аппарат, на который должна быть возложена обязанность выполнения в тяготе­ ющем к дороге районе планомерной колонизации. При невозможности ассигнования на колонизацию Мурмапа значительных денежных средств государством, выявляется необходимость изыскать другие ценности, находящиеся в обладании страны в потенциальном состоянии. Колонизация, понимаемая, как всесторонне^ развитие пустующих территорий, является не только мероприятием , но и государственным предприя­ тием , способным давать реальные ценности при возможности использовать производительные силы колонизуемого района. Источником средств для проведения колонизации в районе, непосред­ ственно тяготеющем к Мурманской дороге, должны послужить специально отведенные дороге земельные пространства, развить экономически и положить основание колонизации которых и будет обязана пио­ нерная железная дорога. Предоставление Мурманской железной дороге земельных пространств для аксплоачации и колонизации на точно определенных условиях и составляет один из основных моментов разработанного Сегзапэкосо проекта Положения. При общей согласованности в этом вопросе всех заинтересованных учре­ ждений и представителей с мест, против отвода земли Мурманской дороге возражала лишь Карельская Трудовая Коммуна, признавая в то же время настоятельную необходимость как колонизации края, так и укрепления Мурманской дороги. Несмотря на неоднократные попытки Севзалэкосо при­ влечь к совместному обсуждению по существу проекта колонизации предста­ вителей Карельской Трудовой Коммуны, последние или совсем не прибывали на совещание или ограничивались протестом против отвода земли дороге, указывая, что автономная Карельская область, в случае осуществления про­ екта, лишится большей части своих доходов. Севзапэкосо указывало далее, что едва ли, однако, протест Карельской Трудовой Коммуны можно признать правильным; в проекте Положения мест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz