Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 10 — недостатку природных рессурсов, а вследствие отсутствия путей сообщения и недостатка населения. Проведение Мурманской дороги, выполненное только во время войны под давлением военной необходимости, коренным обраэом изменило положение в отношении путей сообщения, но тем самым еще резче выдвинулся вопрос о недостатке населения. Недостаточные размеры местного сельского хозяйства в возможных по климатическим условиям формах и отсутствие вследствие этого местного про довольствия, конской силы и рабочих рук, ставят препятствия не только для освоения природных богатств края, но даже и для правильного функциони рования железной дороги. Развитие края, поддержание и достройка Мурманской железной дороги, ■оборудование Мурманского порта—все это невозможно без привлечения люд ской силы, проведения дорог, создания очагов местной жизни на основе воз можных форм сельского хозяйства, т. е. без планомерной колонизации края. Колонизация Олонецко-Мурманского края необходима и по политическим соображениям, являясь наиболее действительным средством для ограждения пустынной, но богатой окраины от захватнических поползновений со стороны соседних государств. Мурманская ж. д., связывающая Мурманский край с Петроградом и со всей страной, имеет особое значение в деле оживдения и колонизации края, являясь основной экономической и колонизационной осью. Из всех существующих методов колонизации для Олонецко-Мурманского края наиболее целесообразным и наиболее применимым является метод железнодорожной колонизации, при котором Мурманская ж. д. должна рассматриваться, как государственный колонизационный аппарат, на который должна быть возложена обязанность выполнения в тяготе ющем к дороге районе планомерной колонизации. При невозможности ассигнования на колонизацию Мурмапа значительных денежных средств государством, выявляется необходимость изыскать другие ценности, находящиеся в обладании страны в потенциальном состоянии. Колонизация, понимаемая, как всесторонне^ развитие пустующих территорий, является не только мероприятием , но и государственным предприя тием , способным давать реальные ценности при возможности использовать производительные силы колонизуемого района. Источником средств для проведения колонизации в районе, непосред ственно тяготеющем к Мурманской дороге, должны послужить специально отведенные дороге земельные пространства, развить экономически и положить основание колонизации которых и будет обязана пио нерная железная дорога. Предоставление Мурманской железной дороге земельных пространств для аксплоачации и колонизации на точно определенных условиях и составляет один из основных моментов разработанного Сегзапэкосо проекта Положения. При общей согласованности в этом вопросе всех заинтересованных учре ждений и представителей с мест, против отвода земли Мурманской дороге возражала лишь Карельская Трудовая Коммуна, признавая в то же время настоятельную необходимость как колонизации края, так и укрепления Мурманской дороги. Несмотря на неоднократные попытки Севзалэкосо при влечь к совместному обсуждению по существу проекта колонизации предста вителей Карельской Трудовой Коммуны, последние или совсем не прибывали на совещание или ограничивались протестом против отвода земли дороге, указывая, что автономная Карельская область, в случае осуществления про екта, лишится большей части своих доходов. Севзапэкосо указывало далее, что едва ли, однако, протест Карельской Трудовой Коммуны можно признать правильным; в проекте Положения мест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz