Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

Но нужны были средства на эту многогранную работу, а отпускать их государство по бюджетным условиям не могло. Поэтому, Правлением Мурман­ ской железной дороги была выдвинута мысль о замене государственной денежной дотации на дело колонизации предоставлением дороге почти со­ вершенно неиспользуемой территории около 3.000.000 десятин, чтобы дорога эксплоатировала эту территорию и на получаемые через это средства могла проводить колонизационную работу. Такое предложение в условиях нашей страны возбуждалось впервые. Но правильность и целесообразность предла­ гаемой меры, теоретически разработанной в предшествующий период, дикто­ вались необходимостью, предопределенной объективными условиями активной роли Мурманской железной дороги в экономическом возрождении Карело- Мурманского края. На такую именно точку зрения стало и Северо-Западное Областное Эко­ номическое Совещание, которое выдвинуло срочность приступа к колонизации района Мурманской железной дороги по общегосударственным соображениям. По его инициативе Президиум Всероссийского Центрального Исполнитель­ ного Комитета в заседании от 26 октября 1922 года постановил „признать необходимым принять меры к колонизации Мурманского края, укреплению Мурманской железной дороги, отвода ей необходимой территории1* и поручил Северо-Западному Областному Экономическому Совещанию разработать соответ­ ственный законопроект и представить его в Совет Труда и Обороны для срочного рассмотрения. Во исполнение постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Северо-Западным Областным Экономическим Со­ вещанием составлен на основании материалов, собранных и разработанных Мурманской дорогой, проект „Положения о колонизации Олонецко-Мурман- ского края" !), с объяснительной к нему запиской. Свой проект Северо-Западное Экономическое Совещание обосновало сле­ дующими главными соображениями, которые являются руководящими в р а з­ вивающейся ныне колонизационной работе дороги и объясняющими особое положение в этом вопросе Карельской Трудовой Коммуны, ныне Карельской Автономной Республики, влияющей в последующем все время на направление экономической работы дороги. Олонецко-Мурманский край, охватывающий Мурманскую губернию и тер­ риторию Карельской Трудовой Коммуны, представляет собой безлюдную и не­ использованную окраину государства, обладающую, однако, значительными природными богатствами. Обрисовав главные естественные рессурсы края— лес, полезные ископаемые и морские, а также озерные и речные рыбные богатства, Северо-Западное Экономическое Совещание останавливается на особом значении Мурманского порта, давая следующую харакхеристику его роли: Мурманский порт, являясь единственным незамерзающим открытым портом Республики, имеет важное обще-государственное значение; порт открыт круг­ лый год и доступен для самых больших океанских судов. Путь из Англии до Мурмана равен приблизительно пути из Англии до Либавы, т. е. короче, чем до Петрограда; из Ныо-Иорка путь до Мурмана короче на 1 сутки, чем до Либавы. Далее Экономическое Совещание указывает, что все естественные богат­ ства и силы Мурманско-Олонецкого края до сих пор использованы очень мало; анализ причин ничтожного развития края показывает, что попытки насаждения промышленности в довоенное время не дали результатов не по ’) При рассмотрении проекта н Госплане термин: „Олонецко-Мурманский край" был заменен но представлению представителей Карельской Трудовой Коммуны тер­ мином: „Карело-Мурманский край".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz