Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 128 — леэной дороги. Вместе с тем, в целях получения более правильной картины колонизационной деятельности Мурманской жел. дор., как комбината, и выражения результатов этой деятельности в денежной форме, необходимо обя­ зать Правление дороги — учитывать в составе колонизационного денежного фонда чистый доход от всех ее предприятий по использованию богатств края. Обозревая деятельность Мурманской жел. дор., нельзя не признать из­ вестных достижений в деле экономического оживления края , что свидетельствует о целесообразности дальнейшего расширения ее ко­ лонизационной деятельности за пределы произведенного лесного от­ вода и в частности — организацию рыбных промыслов на Мурмане и обра­ зование пристанционных торгово-промышленных поселков с отводом НКЗ АКССР необходимых для них земель. Как бы ни была плодотворна деятельность .Мурманской железной дороги, не­ обходимо, однако, иметь в виду, что наличность представляемой дорогой колониза­ ционной пионерной организации никоим обравом не снимает с местных кра­ евых органов обязанности принятия мер по экономическому оживлению края. Отсюда вытекает необходимость плановой увязки мер по колонизации Карело- Мурманского края, путем согласования соответствующих мероприятий Мур­ манской жел. дор. с аналогичными мероприятиями Карельской АССР и Мур­ манского ГП К а . В соответствии с заключением Президиума Госплана, Экосо РСФСР, в своем постановлении от 11 марта 1927 года, приняло следующие руководящие основания для планирования дальнейшей деятельности транспоргно-промыш- ленно-колонизационного комбината Мурманской железной дороги. 1. Признать, что колонизация Карело-Мурманского края должна строиться на основе промыслового и промышленного использования местных природных богатств, в частности, путем развития лесной и рыбной промышленности, а также добычи полезных ископаемых, в соответствии с чем организация пере­ селенческого дела должна быть увязана с развитием указанных отраслей промышленности (п. 4 постановления Экосо РСФСР 11 /III— 1927 г.). 2. Признать необходимым распространить плановое руководство Севзап­ экосо делом колонизации на подсобные и хозяйственные предприятия Мур­ манской жел. дор., как транспортяо-промышленно-колонизационного комби- бината (п. 5 постановления). 3. Предложить Уполномоченному HKIIC при СНК РСФСР обязать П ра­ вление Мурманской жел. дор. учитывать в колонизационном денежном фонде чистый доход всех подсобных предприятий Мурманской жел. дор., не нося­ щих транспортного характера, который в расходной части должен быть ис­ пользован для нужд колонизации (п. 7 постановления). 4. Предложить Уполномоченному НКПС при СНК РСФСР обязать Пра­ вление Мурманской жел. дор. разработать вопрос об организации пристан­ ционных торгово-промышленных поселков, внеся его на предварительное рас­ смотрение Севзапэкосо и СНК Карельской АССР (п. 7 постановления). 5. Поручить Севзапэкосо в перспективном и операционном плане на сле­ дующий год разработать общий план мер по колонизации К а р е л о -М у р м а н - манского края, согласовав мероприятия Мурманской ж. д. с аналогичными мероприятиями Карельской АССР и Мурманского ГИК ‘а (п. 8 постановления). Так с ростом и развитием комбината Мурманской железной дороги, ста­ вятся новые жизненные задачи, требующие более углубленного планирования и расширения его работы. Значение этой работы ныне усиливается еще тем, что законодательным актом— постановлением Ц И К а и СНК ССР от 18 ян­ варя 1928 года Карело-Мурманский край признан в отношении заселения — районом обще-союзного значения и является открытым для переселения, как из РСФСР, так и из других Союзных Республик. Поэтому, созидающая и организующая деятельность комбината Мурманской железной дороги, ра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz