Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 126 — Совершенно необходимо , по мнению Наркомзема и Института, поставить на очередь вопрос о соединении Мурманской дороги с районом , лежа­ щим к востоку, так как без этого Карело-Мурманский край вряд ли может получить широкое хозяйственное развитие. Мурманской дороге без увязки с соседними районами неизбежно суждено остаться лишь в роли транзитной магистрали, влияние которой на местное хозяйство будет крайне ограничено. Об этом строительстве надо подумать немедленно, так как строительство по­ требует времени. Необходимо сразу же ставить работы по выполнению наи­ лучшего направления, для чего надо произвести экономические и техниче­ ские изыскания. С этой точки зрения необходимо осветить и с точки зрения современных экономических задач старый вопрос о дороге Сорока—Котлас, Между тем, эта серьезная потребность в новых путях сообщения не нашла себе места в операционном плане Колонизационного Отдела. Поэтому необ­ ходимо пересмотреть расходную смету Колонизационного Отдела и выделить необходимую сумму для постановки в текущем же году экономических изы­ сканий дороги. Колонизация Мурманского побережья и развитие рыбных и звериных промыслов в Баренцевом море должны составить особую задачу, тесно свя­ занную с осуществляемыми в крае колонизационными мероприятиями. Производственный план Колонизационного Отдела, в связи с приведен­ ными заключениями, был проработан в особой комиссии Госплана. На осно­ вании этой проработки Президиум Госплана выдвинул ряд программных по­ ложений. Рассмотрение материалов показало, что заселение Мурманского края стоит на достаточной высоте. Если по небольшому числу водворившихся пе­ реселенцев такая колонизация несоизмерима, например, с Сибирской, то народно-хозяйственное ее значение бесспорно, а удельный вес хозяй­ ственных единиц значительно больший в силу промышленного харак ­ тера колонизации. Н а основах последней возник ряд промышленных пред­ приятий и промысловых занятий у населения, тесно связанных с работой Мурманской железной дороги. Возникли впервые в крае уже значительные поселки, развиваются лесопромышленность, добыча минеральных богатств, усилилась рыбопромышленность. В этих направлениях 1924 и 1925 гг. выде­ ляются особенно своими достижениями. Совершенно необходимое в системе колонизационного развития сельское хозяйство имеет прямые завоевания, поскольку опытным путем достигнуты большие успехи в области акклимати­ зации полевых и огородных культур, в области кормодобывания и разведения скота. Кроме того, выводы могут уже строиться на производимых обследованиях хозяйств как переселенцев, так и старожилого населения и на производ­ ственны:: обследованиях состояния отдельных отраслей холяйства, например, рыболовства. Но в этом сложном деле обозначились и свои затруднения , в особен­ ности в вопросе о размерах и характере земельного отвода Мурман­ ской железной дороге. Выяснились также и назревшие нужды общегосу­ дарственного порядка и из них в первую очередь изыскания по проведению железнодорожной линии кратчайшего соединения Мурманских портов с Си­ бирью и восточными районами Европейской части Союза. Такие вопросы и другие менее значительные, но имеющие длительное значение, должны быть предусмотрены при составлении и обсуждении перспективного плана М у рм а н ­ ской железной дороги. Со времени издания Положения о колонизации Карело-Мурманского края от 2 5 мая 1 9 2 3 года в значительной степени определились и п е р с п е к т и в ы развития отдельных отраслей краевого хозяйства и использования зе м е л ь н ы х фондов и в недалеком времени будут необходимы мероприятия, о тв е ч аю щ и е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz