Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 126 — Совершенно необходимо , по мнению Наркомзема и Института, поставить на очередь вопрос о соединении Мурманской дороги с районом , лежа щим к востоку, так как без этого Карело-Мурманский край вряд ли может получить широкое хозяйственное развитие. Мурманской дороге без увязки с соседними районами неизбежно суждено остаться лишь в роли транзитной магистрали, влияние которой на местное хозяйство будет крайне ограничено. Об этом строительстве надо подумать немедленно, так как строительство по требует времени. Необходимо сразу же ставить работы по выполнению наи лучшего направления, для чего надо произвести экономические и техниче ские изыскания. С этой точки зрения необходимо осветить и с точки зрения современных экономических задач старый вопрос о дороге Сорока—Котлас, Между тем, эта серьезная потребность в новых путях сообщения не нашла себе места в операционном плане Колонизационного Отдела. Поэтому необ ходимо пересмотреть расходную смету Колонизационного Отдела и выделить необходимую сумму для постановки в текущем же году экономических изы сканий дороги. Колонизация Мурманского побережья и развитие рыбных и звериных промыслов в Баренцевом море должны составить особую задачу, тесно свя занную с осуществляемыми в крае колонизационными мероприятиями. Производственный план Колонизационного Отдела, в связи с приведен ными заключениями, был проработан в особой комиссии Госплана. На осно вании этой проработки Президиум Госплана выдвинул ряд программных по ложений. Рассмотрение материалов показало, что заселение Мурманского края стоит на достаточной высоте. Если по небольшому числу водворившихся пе реселенцев такая колонизация несоизмерима, например, с Сибирской, то народно-хозяйственное ее значение бесспорно, а удельный вес хозяй ственных единиц значительно больший в силу промышленного харак тера колонизации. Н а основах последней возник ряд промышленных пред приятий и промысловых занятий у населения, тесно связанных с работой Мурманской железной дороги. Возникли впервые в крае уже значительные поселки, развиваются лесопромышленность, добыча минеральных богатств, усилилась рыбопромышленность. В этих направлениях 1924 и 1925 гг. выде ляются особенно своими достижениями. Совершенно необходимое в системе колонизационного развития сельское хозяйство имеет прямые завоевания, поскольку опытным путем достигнуты большие успехи в области акклимати зации полевых и огородных культур, в области кормодобывания и разведения скота. Кроме того, выводы могут уже строиться на производимых обследованиях хозяйств как переселенцев, так и старожилого населения и на производ ственны:: обследованиях состояния отдельных отраслей холяйства, например, рыболовства. Но в этом сложном деле обозначились и свои затруднения , в особен ности в вопросе о размерах и характере земельного отвода Мурман ской железной дороге. Выяснились также и назревшие нужды общегосу дарственного порядка и из них в первую очередь изыскания по проведению железнодорожной линии кратчайшего соединения Мурманских портов с Си бирью и восточными районами Европейской части Союза. Такие вопросы и другие менее значительные, но имеющие длительное значение, должны быть предусмотрены при составлении и обсуждении перспективного плана М у рм а н ской железной дороги. Со времени издания Положения о колонизации Карело-Мурманского края от 2 5 мая 1 9 2 3 года в значительной степени определились и п е р с п е к т и в ы развития отдельных отраслей краевого хозяйства и использования зе м е л ь н ы х фондов и в недалеком времени будут необходимы мероприятия, о тв е ч аю щ и е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz