Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 125 — к железнодорожной магистрали, соединяющей внутренние части страны с ее единственным открытым океанским портом. В связи с этим, в пелях скорей шего заселения района дороги, представляется целесообразным дополнительно отвести дороге, на тех оюе основаниях, на которых сделан первый отвод , новис земельные площади, по возможности , сплошной полосой. Такой отвод дал бы возможность дороге, уасе доказавшей свое умение вести колонизационную работу, придать и большой размах и в то же время создал бы прочную базу для заселения отдаленных от магистрали районов края. Для ускорения же заселения края и для развития в нем промышленности всяких видов, по заключению Института, необходимо, чтобы на указаппые необходимости были усилены ассигнования из государственных средств и чтобы органы, ведающие промышленностью, включили в свои планы на бли жайший срок организацию промышленных предприятий соответствующих видов в Карело-Мурманском крае. Развертывание промышленности в Карело-Мурманском крае, по мнению Наркомзема РСФСР, идет медленнее, чем это необходимо и возможно по запасам природных богатств. Мурманская дорога указывает на ряд промышленных возможностей: организацию Надвоицкого электроплавильного центра, устройство чугуно-плавильного завода на озерных рудах, добычу по левого шпата и кварца, переработку рыбы и рыбных отбросов, лучшую орга низацию рыбного промысла и т. д. Вряд ли полностью используются также и промышленные возможности, связанные с лесом. Поскольку развитие хо зяйства Карело-Мурманского края представляется делом не только местным, но и общегосударственным, необходимо, чтобы ВСНХ, рассмотрев промыш ленные возможности края и имеющиеся проекты их использования с точки зрения практической осуществимости и выгодности, в положительном случае включил бы некоторые из них в план ближайших мероприятий с отпуском на это средств из общегосударственного бюджета. Без привлечения этих средств промышленное развитие Карело-Мурманского края не получит того развития, какое по ходу дела и по значению района для Союза необходимо. Институт Землеустройства и Переселения, соглашаясь с тем, что колонизация Карело-Мурманского края по всей совокупности его природных условий должна быть не сельско-хозяйственной, а промышленной и промысловой, и что размеры и темп переселения в этом крае определяются возрастающей по требностью в рабочей силе и зависит от развития промышленности и возник новения новых предприятий, находит, что своевременный темп заселения едва ли может быть признан достаточно быстрым. В этих целях, по мнению Наркомзема РСФСР, ‘представляется целесообразным выделить на мероприя тия по хозяйственному устройству переселенцев часть ссудных кредитов, отпускаемых на общепереселенческие мероприятия Союза. По мнению того же Наркомзема, Правление Мурманской жел. дор. и другие государственные и хозяйственные органы С.-З. Области подходят к тому моменту, когда территория, непосредственно прилегающая к Мурманской жел. дор., оказывается уже в значительной части использованной. Необходимо расширить зону эксплоатации и вовлекать в нее более отдаленные районы. Этому, однако, препятствует слабое оборудование края путями сообщения. Мурманская жел. дор. в пределах заселяемых и подлежащих заселению тер риторий совершенно не имеет подъездных путей, поэтому самые ближайшие районы фактически оказываются от нее отрезанными и недосягаемыми для использования. В особенности, необходимо привязать к Мурманской жел. дор. железнодорожными и хорошими гужевыми путями район, неписредственпо прилегающий к западной границе Союза, т. к., в противном случае, этот район неизбежно окажется под более сильным экономическом воздействием Финляндии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz