Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 125 — к железнодорожной магистрали, соединяющей внутренние части страны с ее единственным открытым океанским портом. В связи с этим, в пелях скорей­ шего заселения района дороги, представляется целесообразным дополнительно отвести дороге, на тех оюе основаниях, на которых сделан первый отвод , новис земельные площади, по возможности , сплошной полосой. Такой отвод дал бы возможность дороге, уасе доказавшей свое умение вести колонизационную работу, придать и большой размах и в то же время создал бы прочную базу для заселения отдаленных от магистрали районов края. Для ускорения же заселения края и для развития в нем промышленности всяких видов, по заключению Института, необходимо, чтобы на указаппые необходимости были усилены ассигнования из государственных средств и чтобы органы, ведающие промышленностью, включили в свои планы на бли­ жайший срок организацию промышленных предприятий соответствующих видов в Карело-Мурманском крае. Развертывание промышленности в Карело-Мурманском крае, по мнению Наркомзема РСФСР, идет медленнее, чем это необходимо и возможно по запасам природных богатств. Мурманская дорога указывает на ряд промышленных возможностей: организацию Надвоицкого электроплавильного центра, устройство чугуно-плавильного завода на озерных рудах, добычу по­ левого шпата и кварца, переработку рыбы и рыбных отбросов, лучшую орга­ низацию рыбного промысла и т. д. Вряд ли полностью используются также и промышленные возможности, связанные с лесом. Поскольку развитие хо­ зяйства Карело-Мурманского края представляется делом не только местным, но и общегосударственным, необходимо, чтобы ВСНХ, рассмотрев промыш­ ленные возможности края и имеющиеся проекты их использования с точки зрения практической осуществимости и выгодности, в положительном случае включил бы некоторые из них в план ближайших мероприятий с отпуском на это средств из общегосударственного бюджета. Без привлечения этих средств промышленное развитие Карело-Мурманского края не получит того развития, какое по ходу дела и по значению района для Союза необходимо. Институт Землеустройства и Переселения, соглашаясь с тем, что колонизация Карело-Мурманского края по всей совокупности его природных условий должна быть не сельско-хозяйственной, а промышленной и промысловой, и что размеры и темп переселения в этом крае определяются возрастающей по­ требностью в рабочей силе и зависит от развития промышленности и возник­ новения новых предприятий, находит, что своевременный темп заселения едва ли может быть признан достаточно быстрым. В этих целях, по мнению Наркомзема РСФСР, ‘представляется целесообразным выделить на мероприя­ тия по хозяйственному устройству переселенцев часть ссудных кредитов, отпускаемых на общепереселенческие мероприятия Союза. По мнению того же Наркомзема, Правление Мурманской жел. дор. и другие государственные и хозяйственные органы С.-З. Области подходят к тому моменту, когда территория, непосредственно прилегающая к Мурманской жел. дор., оказывается уже в значительной части использованной. Необходимо расширить зону эксплоатации и вовлекать в нее более отдаленные районы. Этому, однако, препятствует слабое оборудование края путями сообщения. Мурманская жел. дор. в пределах заселяемых и подлежащих заселению тер­ риторий совершенно не имеет подъездных путей, поэтому самые ближайшие районы фактически оказываются от нее отрезанными и недосягаемыми для использования. В особенности, необходимо привязать к Мурманской жел. дор. железнодорожными и хорошими гужевыми путями район, неписредственпо прилегающий к западной границе Союза, т. к., в противном случае, этот район неизбежно окажется под более сильным экономическом воздействием Финляндии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz