Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 124 — Выделение четырех отдельных массивов, а не сплошной территории, яви лось результатом необходимости согласовывать интересы различных орга низаций, причастных в той или иной форме к эксплоатации районов, тяго теющих к Мурманской жел. дор. Интересы же государства требуют прочного хозяйственного овладения, а, следовательно, и заселения всего Карело-Мур- манского края. Это признано и директивными органами и постановлением Пленума Всесоюзного Переселенческого Комитета от 26 ноября 1925 года. Исходя из этого, по мнению Наркомзема РСФСР, необходимо развить планомерную работу но заселению края во всех тех частях, где это по есте ственным условиям представляется возможным, экономически выгодным или политически необходимым. С этой точки зрения ограничение заселснческих мероприятий дороги четырьмя разрозненными массивами является мерой искусственной, ничем не оправдываемой. Расширение района засе ления диктуется и экономическими интересами самой дороги, так как они ни в коем случае не могут уложиться в рамки отведенных ей четырех массивов. Дорога может укрепить свое положение не на транзитных только грузах, а, главным образом, на основе усиленного развития местного хозяйства. В виду этого дорога непосредственно заинтересована в оживлении всей тер ритории, экономически к ней тяготеющей. На эту территорию и должны быть расширены мероприятия по заселению. При этом, так как Мурманская жел. дор. режет эту территорию пополам, то естественно, что все заселенче- ские мероприятия должны по прежнему опираться на железную дорогу, как на основную ось. Необходимо поэтому, по заключению Наркомзема РСФСР, решительно отказаться от существующего ограничения колонизационной работы Мурманской жел. дор. четырьмя массивами и в этом смысле 'постановление СТО от 2Ъ мая 1923 г. должно быть дополнено и пересмотрено. По этому же поводу Научно-Исследовательский Институт Землеустройства и Переселения отмечает, что представляется весьма Ненормальным положение, при котором все территории, находящиеся в непосредственном ведении Кар- республики и прилегающие к жел. дор., продолжают оставаться незаселен ными, лежащими впусте, без осуществления каких-либо колонизационных мероприятий, в отлнчне от районов, входящих в состав отведепных дороге площадей, на которых заметно начинает развиваться жизнь. Многие из озна ченных выше территорий отличаются благоприятными условиями для раз вития в них промышленности, как добывающей, так и обрабатывающей, между тем, и то и другое тормозится отсутствием каких бы то ни было ко лонизационных мероприятий. То, что земли, лежащие вне железнодорожного отвода, остаются фактически недоступными для заселения и эксплоатации, должно быть признано совершенной аномалией. В виду особого значения Мурманской жел. дор. и тех условий, в которых находится край, экономи ческая политика Союза в этом крае должна быть подчинена идее всемерного укрепления магистрали и заселения района. С этой точки зрения отвод железной дороге, по возможности , сплошных массивов, лежащих вдоль магистрали, представляется наиболее целесообразным. В соответствии с вышесказанным, Госуд. Институт Землеустройства и Переселения приходит к заключению, что Правление Мурманской жел. дор. по имеющимся в его распоряжении средствам ведет колонизационную ра боту на отведенных ему земельных площадях вполне целесообразно, в соот ветствии с теми общими заданиями, которые были возложены на дорогу при предоставлении в ее пользование земельного отвода. Однако, в виду сравни тельной незначительности предоставляемых ва колонизацию средств и огра ничения деятельности дороги лишь немногими площадями, большая часть ко торых находится за полярным кругом—масштаб колонизапионной работы должен быть признан несоответствующим задачам укрепления политического и экономического положения Союеа в пограничном районе, прилегающем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz