Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 118 — сопутствующее явление, притоки в колонизуемые районы и не организованной трудовой силы, привлекаемые развивающейся пионерной работой дороги. Учесть это явление пока не представилось возможным. Но тем не менее оно существует в районе дороги и в значительных размерах. Так, по отчетным данным пассажирского движения ва 1924— 27 г.г., в район дороги въехало на 72.878 человек больше, чем выехало из него. Таким образом, факт притока населения и вообще людской силы в край, обслуживаемый дорогой, весьма заметен. За счет этого притока, вызываемого прогрессивно развивающейся пионерной работой комбината, и растет население края. По Мурманскому округу при­ рост населения за время работы комбината выразился в 56°/0— население округа с 14.673 человек возросло до 22.920. Предварительные данные всесоюзной переписи освещают вопросы роста населения и Карелии. При этом, наиболее интенсивный рост населения н а­ блюдается в тех, преимущественно северных, районах, где имеет место про­ мышленно-колонизационная деятельность отдельных звеньев комбината. В этих районах увеличивается, как сельское, так и городское (поселковое) население, преимущественно, за счет мужчин, т. е. рабочего населения. Общий прирост населения Карелии за 1920—26 года составляет 21,3°/0, в районах же работы, комбината он достигает 46(>10. В тех же районах Карелии, где промышленно-колонизационная деятель­ ность комбината получила наибольшее распространение, прирост этот дости­ гает 175% (волость Кандалакшская) и доходит даже до 581% в Надвоицкой волости. Устанавливая этот факт, предварительные данные переписи признают, чго „намечаются следующие районы максимального прироста сельского насе­ ления—очаги заселения ближайшей территории железной дороги именно через ее непосредственное влияние: районы волостей Кандалакшской, Керетской и район, проектирующийся в бассейне реки Выга“. Все это выявляет Мурманский комбинат,—как крупнейший народно-хозяй­ ственный фактор в крае, превращающий потенциальные природные ценности Карело - Мурманского края в ценности реальные, потребляемые страной, в товары, и привлекающий в край новую трудовую силу и тем смягчающую основную нужду края, тормозящую его развитие и являющуюся, по признанию авторов бюджета Карелии, основным „неблагоприятным" фактором развития промышленности. Не менее прогрессивно влияние работы комбината и на рост краевого бюджета. Доходный бюджет Мурманского округа весьма скромен, но и на нем сказывается влияние работы комбината. Рост его при том положении, когда .фабрично-заводская промышленность находится еще в стадии первоначаль­ ного развития", а „кустарные промыслы, в том значении слова, как это принято называть, развиты очень слабо" ^ — зависит, главным образом, от роста населения и его промыслов, связанных с работой Мурманского порта, как звена комбината. В соответствии с темпом этого роста—растет и доход­ ная часть бюджета Мурманского округа: в 1 9 2 4 -2 5 г. она выражалась сум­ мой в 725.757 рублей, в 19 2 5 -2 6 г. — 1.061.909 р. и в 1926 -27 г. (по назначению) — 1.141.313 р. Если выразить это в процентах, то для 1925—26 года будет 146% , а для 1 9 2 6 -2 7 года— 157% . Процент же роста населения за то же время выражается в процентах весьма близких к про­ центному росту доходного бюджета, а именно, для 1 9 2 5 -2 6 г. он соста­ вляет 135% и для 19 2 6 -2 7 г. — 160% . *) Сборник статистических материалов по Мурманской губ. Мурманск. 1926 г стр. У.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz