Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 117 — ющий эти грузы, то, по подсчетам проф. А. Н. Фролова, фактический доход Мурманской жел, дор. в 1925/26 г. от транспортных перевозок составил бы не 16.674 тыс. руб., как это имеет место при работе дороги, как комбината, а выразился бы в сумме 8.490 тыс. руб. Дефицит дороги при этом увели­ чился бы на 31/2 миллиона рублей. Для народного же хозяйства за один год было бы потеряно ценностей, вновь созданных только двумя предприятиями дороги: Ж е л л е с о м и Ж е л р ы б ой, на 13.600 тыс, р., при чем эта цифра рассчитана не по рыночной стоимости, а по себестоимости новых грузов— товаров, продукции Ж е л р ы б ы и Ж е л л е с а . Таким образом, если бы Мур­ манская дорога не работала как комбинат, то она потеряла бы в 1925/26 г. 81 % продукции своей транспортной работы. Если присоединить сюда народно­ хозяйственный ущерб, то стоимость потерянной продукций составила бы 161% от оставшегося экономического дохода дороги. Работа дороги, как транспортно-промышленно-колонизационного комбината, не смотря на свой краткий период, успела уже оказать заметное влияние на рост населения края и развитие его общей экономики. В ряду общих условий развития промышленности в Карелии, имеется один неблагоприятный фактор, именно, недостаток рабочей силы, в осо­ бенности на севере, а для таких новых отраслей ее, как бумажная промыш­ ленность и горное дело—и в генной Карелии. При этом положении вопрос о рабочей силе естественно ставится в связь с колонизацией края *). Это положение о недостатке рабочей силы в Карелии и необходимости колонизации „Местный и Государственный Бюджет АКССР на 1926/27 г ,“ выставляет, как основное, задерживающее развите эксплоатации лесных богатств Карелии и требующее развития колонизационных мероприятий. „Общий запас в лесах АКССР надо считать примерно в размере 100 мил. куб. саж. Указанный запас эксплоатируегся далеко не полно, достигнув в 1924/25 г. примерно 50% , что объясняется недостатком рабгужсилы, особенно на севере Карелии. Усиление эксплоатации годичного прироста возможно только при условии развития колонизации края , а также при постройке там новых лесопильных и древообделывающих заводов. По отдель­ ным районам РСФСР размер удобной площади на человека колеблется от о,1 десятины до 24 десятин, а по Карелии приходится от 8,2 до 124,1 десятины на человека. Надо признать, что в Карелии остро ощущается недостаток живой рабочей силы , необходимой для полной эксплоатации лесов, особенно на севере" 2). В этой основной нужде краевого хозяйства и приходит на помощь коло­ низационно-промышленный комбинат Мурманской железной дороги. Не смотря на скромные пока размеры водворения колонистов, ограниченные территорией колонизационного отвода, расположенного не сплошной полосой вдоль дороги, а четырьмя отдельными пятнами, общая обеспеченность дороги, порта и про­ мышленных предприятий рабочей силой в районе северной части дороги повысилась. Вселением нового трудового элемента, среди которого не меньше трети в рабочем возрасте, создан добавочный кадр рабочей силы в крае, которая разместилась отдельными поселками, расположенными в районах работы промышленных предприятий дороги, где переселенцы имеют постоян­ ный заработок. В этих районах дорога обросла „живой изгородью", из-за которой население начинает проникать уже дальше в глубь края, но встре­ чает пока препятствие в отсутствии мер, аналогичных с комбинатом Мур­ манской железной дороги. Но приток в край новых трудовых сил не исчерпывается цифрами орга­ низованного переселения. Организованное переселение всегда вызывает, как ') „Местный бюджет и хозяйство АКССР до 1925/26 г,“. стр. 56. 2) „Местный и Государственный бюджет АКС’СР на 1926/27 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz