Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 114 — Общая сумма выплат, произведенных комбинатом, без выплат в тран­ спортной его части, за три первые годы его работы составляла 55.055.000 рублей *). Развивающиеся промышленные предприятия комбината Мурманской дороги, непосредственно связанные с колонизационными мероприятиями, взаимно обслу­ живающими друг друга, и вливание в колонизуемый край через комбинат столь значительных средств, не могло не отразиться развивающе на экономике всего Карело-Мурманского края. Показателем развития краевой экономики может служить, прежде всего, динамика грузооборота Мурманской железной дороги. В развитии грузооборота дороги, как в зеркале, отражаются основные хозяйственные процессы края. Динамика грузооборота дороги в поездах коммерческого движения выявляется в следующем виде: Рост грузооборота дороги от 1922/23 года. тысяч тонн в о/0«/0 1922/23 г....................................1.814 100 1923/24 „ ................................2.186 121 1924/25 .....................................2.532 140 1925/26 .....................................3.064 171 1926/27 » ................................ 3.950 210 Если же обратиться к тому большому северному участку дороги, располо­ женному к северу от Петрозаводска до Мурманска, который и является главным объектом работы комбината дороги, то созидательная роль комби­ ната выступит еще рельефнее. Рост грузооборота северной части дороги (Петрозаводск-Мурманск). от 1922/1923 г. тысяч тонн. в %% 1922/23 г................................121.731 100 1923/24 .................................248.388 204 1924/25 „ ............................364.292 299 1925/26 „ ........................... 487.977 401 1926/27 „ ........................... 738.721 607 При этом, нельзя не учитывать того положения, что здесь имеется не восстановительвый процесс, а созидательный. Последний же обычно идет мед­ леннее восстановительного. И тем не менее, созидательный процесс идет до­ статочно прогрессивно. Этот же соверный участок дороги ныне дает уже 51,8% всей транс­ портной продукции дороги, вместо 36% 1923 года. Анализ состава грузооборота дороги выявляет следующие показательные данные, иллюстрирующие роль комбината дороги в создании грузооборота дороги. Если на станциях Мурманской железной дороги в 1923/24 году было погружено 204 тысячи тонн лесоматериалов, то 150 тысяч тонн из них были грузом Ж е л л е с а . В следующем 1924/25 году из 306 тысяч тонн погрузки лесоматериалов надолго Ж е л л е с а приходилось 214 тысяч тонн. В 1925/26 г. Ж е л л е с грузит уже 361 тысячу тонн из общей погрузки лесоматериалов в 585 тысяч тонн. *) Выяснить сумму выплат комбината за 1920 — 27 г., за невозможностью пока произвести точные сложные подсчеты, не представилось возможным. Во всяком слу­ чае, они не будут ниже 30 милл. руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz