Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 110 — Доход порта от оборотов за эти грузы выразился в сумме около 600.000 р. чем достигнута самоокупаемость порта в отношении к эксплоатационныы его расходам. Развитие Мурманского порта, рост его грузооборота, его техническое оборудование отчетливо выявляется и на общей экономике края. Так, наибо­ лее крупной рыбопромышленной организации, работающей на Мурманском побережьи — Севгосрыбтресту, приведение в эксплоатационное состояние до­ роги и порта, в частности перевод в Мурманск плсвучего дока, дали воз­ можность начать перевод в Мурманск иэ Архангельска его тралловой базы. В настоящее время им возводятся у Варничного мыса пристани на свайном основании и склады для переработки и хранения рыбы, что по­ зволило уже перебросить в Мурманск часть траллового флота. До этого Севгосрыбтрест всецело базировался на Архангельск, чем обрекал на полу­ годовое бездействие свои промысловые суда, запираемые зимой льдами Белого моря. Оборудование Мурманского порта освобождает их из ледяного плена и тем увеличивает вдвое их промысловый период, приближает ко всем без исключения районам лова и, следовательно, позволяет учащать рейсы и до­ стигать значительной экономии на угле, сжигаемом при переходах на места лова. Обоснование же Севгосрыбтреста в Мурманске уже приносит заметное приращение рыбных грузов, идущих на дорогу, и в ближайшем будущем с каждым годом приращение это будет расти. Еще рельефнее влияет развивающаяся работа порта и дороги на рост города Мурманска. До постройки дороги и порта его не существовало вовсе. В 1920 г. он представлял собой ничтожный железнодорожно-портовый посе­ лок, насчитывающий всего 2’/г тыс. жителей. На 1 Октября 1927 года это уже город с 10-тысячным населением, интенсивно растущий. Это центр про­ бужденного Мурманской дорогой края, с интенсивной деловой жизнью, сосре­ дотачиваемой почти исключительно вокруг дороги и норта. Отсюда другое следствие — возникновение такого крупного для данного района потребляющего центра и высокие цены здесь на продукты сельского хозяйства вызывают приток нового населения и устройство его .на Кольской губе и тяготеющей к Мурманску долине р. Туломы в целях занятия животно­ водством, где создаются условия пригородного хозяйства. Достройка дороги, ее техническое и эксплоатационное развитие. Развитие импортно-экспортного грузооборота оказалось возможными бла­ годаря постоянной, упорной работе по достройке дороги, по осуществлению технических мероприятий во всех областях собственно дорожного хозяйства и по рационализации производства. В общем хозяйстве дороги техника не отставала от экономики, скорее ей предшествовала и создавала техническую базу для проведения экономических мероприятий. Опасения о том, что колонизация и промышленная деятельность дороги будет развиваться в ущерб специальной технической, не оправдались. Этот метод не тормозил, а, напротив, содействовал успеху дороги, как та­ ковой. Масштаб достроенных дорог и эксплоатационных достижений можно усмо­ треть из сравнения состояния пути дороги к началу ее достройки в 1922 — 23 году (см. вводную главу) с тем, что она представляет собою к настоящему моменту и из достигнутых измерителей эксилоатационного хозяйства. П уть по всей линии балластирован, опасные насыпи досыпаны. Профиль смягчен, радиусы кривых доведены почти до нормальных. Для улучшения полотна было произведено 4.000.000 куб. метров земляных работ. Мосты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz