Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 110 — Доход порта от оборотов за эти грузы выразился в сумме около 600.000 р. чем достигнута самоокупаемость порта в отношении к эксплоатационныы его расходам. Развитие Мурманского порта, рост его грузооборота, его техническое оборудование отчетливо выявляется и на общей экономике края. Так, наибо лее крупной рыбопромышленной организации, работающей на Мурманском побережьи — Севгосрыбтресту, приведение в эксплоатационное состояние до роги и порта, в частности перевод в Мурманск плсвучего дока, дали воз можность начать перевод в Мурманск иэ Архангельска его тралловой базы. В настоящее время им возводятся у Варничного мыса пристани на свайном основании и склады для переработки и хранения рыбы, что по зволило уже перебросить в Мурманск часть траллового флота. До этого Севгосрыбтрест всецело базировался на Архангельск, чем обрекал на полу годовое бездействие свои промысловые суда, запираемые зимой льдами Белого моря. Оборудование Мурманского порта освобождает их из ледяного плена и тем увеличивает вдвое их промысловый период, приближает ко всем без исключения районам лова и, следовательно, позволяет учащать рейсы и до стигать значительной экономии на угле, сжигаемом при переходах на места лова. Обоснование же Севгосрыбтреста в Мурманске уже приносит заметное приращение рыбных грузов, идущих на дорогу, и в ближайшем будущем с каждым годом приращение это будет расти. Еще рельефнее влияет развивающаяся работа порта и дороги на рост города Мурманска. До постройки дороги и порта его не существовало вовсе. В 1920 г. он представлял собой ничтожный железнодорожно-портовый посе лок, насчитывающий всего 2’/г тыс. жителей. На 1 Октября 1927 года это уже город с 10-тысячным населением, интенсивно растущий. Это центр про бужденного Мурманской дорогой края, с интенсивной деловой жизнью, сосре дотачиваемой почти исключительно вокруг дороги и норта. Отсюда другое следствие — возникновение такого крупного для данного района потребляющего центра и высокие цены здесь на продукты сельского хозяйства вызывают приток нового населения и устройство его .на Кольской губе и тяготеющей к Мурманску долине р. Туломы в целях занятия животно водством, где создаются условия пригородного хозяйства. Достройка дороги, ее техническое и эксплоатационное развитие. Развитие импортно-экспортного грузооборота оказалось возможными бла годаря постоянной, упорной работе по достройке дороги, по осуществлению технических мероприятий во всех областях собственно дорожного хозяйства и по рационализации производства. В общем хозяйстве дороги техника не отставала от экономики, скорее ей предшествовала и создавала техническую базу для проведения экономических мероприятий. Опасения о том, что колонизация и промышленная деятельность дороги будет развиваться в ущерб специальной технической, не оправдались. Этот метод не тормозил, а, напротив, содействовал успеху дороги, как та ковой. Масштаб достроенных дорог и эксплоатационных достижений можно усмо треть из сравнения состояния пути дороги к началу ее достройки в 1922 — 23 году (см. вводную главу) с тем, что она представляет собою к настоящему моменту и из достигнутых измерителей эксилоатационного хозяйства. П уть по всей линии балластирован, опасные насыпи досыпаны. Профиль смягчен, радиусы кривых доведены почти до нормальных. Для улучшения полотна было произведено 4.000.000 куб. метров земляных работ. Мосты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz