Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 109 — 1рузооборот Мурманского порта по импорту и экспорту на судах заграничного плавания: По ввозу товаров в ценностном их выражении, Мурманский порт за 1926 — 27 г. оказался по сравнению с другими портами на первом месте после Ленинградского порта. Через Ленинградский порт ввезено товаров на сумму в 173.771 тысяч рублей, через Мурманский порт — на сумму в 163.895 тысяч рублей, в то время, как через Эстонские и Латвийские порты ввезено товаров всего на сумму 84.969 тысяч рублей. Черноморские порты—на 75.598 тыс. рублей и Закавказские—на 19.098 тыс. рублей. Пробег Мурманского импорта и экспорта по дороге от общего ее про­ бега тонно-километров всех грузов составлял: Быстро растущий грузооборот порта стал переростать имеющиеся устрой­ ства и оборудования. Началось новое строительство. Осуществилось пред­ положение: будет работа, будут и средства. Пришедшие в ветхость деревян­ ные пирсы были капитально отремонтированы, прогалы на них были достроены, чем причальная линия была увеличена на 14%, пазухи между пирсами были 8асыпаны, на прилегающих к пирсам обсушках, путем засыпки, были созданы новые разгрузочные площади. Склады были заново отремонтированы. Ежегодно возводились новые. Растущий, неустановившийся грузооборот порта превышал предположения, что заставляло расширять складочные помещения и производить строитель­ ные работы зимой. За отсутствием достаточных средств, склады выстроены временные, деревянные. Все же положено начало и постоянному складострои- тельству. В 1927 г. закончена постройка большого железо-бетонного склада и общая площадь складов увеличена на 150% и доведена до 20.000 кв. метров. Для погрузки экспортного зерна в пароходы порт снабжен с 1926 года электромоторными ленточными конвеерами. Развивающаяся навигация поставила на очередь вопрос о судоремонте. В 1925 г. переведен из Архангельска пловучий док подъемной силой в 2300 тонн. В 1927 г. приступлено к постройке судоремонтной базы. Возводится здание для механического цеха мастерских с одновременным созданием тер­ ритории путем снятия Варничного мыса и засыпки грунтом обсушки. Проект мастерских предусматривает развитие всех цехов с устройством судоремонт­ ного эллинга. С развитием работы стал остро чувствоваться недостаток жилых помеще­ ний. Полученная в наследство от военного времени в полуразрушенном со­ стоянии жилая площадь отремонтирована и ежегодно возводятся новые дере­ вянные дома постоянного типа. Работа порта в зимние месяцы 1927 г. превысила максимальные теоре­ тические расчеты по пропускной способности и почти втрое превысила норму нагрузки причальвой линии, принятую для портов типа Мурманского. Ко­ нечно, такая работа могла быть осилена только путем крайнего напряжения. Делать ее общим правилом невозможно, а потому отсюда вытекает необходи­ мость значительного расширения портовых устройств. Тысяч тонн. % % К 1922—23 гг. 1922—23 г. . . . 52 1923—24 г. . . . 169 1924—25 г. . . . 216 1925—26 г. . . . 245 1926—27 г. . . . 466 100 325 415 471 900 в 1923 — 24 г. . . . 33% в 1924 — 25 г. . . . 35% в ' 1925 — 26 г. . . . 32% в 1926 — 27 г. . . . 4 2 %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz