Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

VI. Работа Мурманского порта, как звена комбината, и достройка дороги, ее техническое и эксплоатационное развитие. Организационное объединение Мурманского порта с дорогой. Порт—как звено комбината. Развитие грузооборота Мурманского порта. Оборудование порта. Влияние работы порта на экономику района. Взаимодействие эконо­ мической работы дороги с улучшением ее технического состояния. Достроеч­ ные работы и эксплоатационные достижения дороги. Оценка этих достиже­ ний Центральным Управлением железных дорог Н. К. П. С. Работа порта, как звена комбината. В грядущих судьбах возрождающегося к жизни Мурманского края и его колонизации, мощным по своим возможностям, является рождающийся на дале­ ком севере новый незамерзающий порт—Мурманск. Исключительное геогра­ фическое положение этого порта, расположенного в незамерзающем, доступном для плавания в течение круглого года, заливе в расстоянии 40 миль от откры­ того океана, его грядущая роль в экономике края, наличие громадного коли­ чества рыбы в Мурманских водах, открывающиеся возможности использова­ ния внутренних горных массивов Мурмана, необходимость привлечения сюда нового рабочего населения, чтобы создать на месте то постоянное население, без которого все начинания в крае большого государственного значения не приобретут характера прочности и постоянства, обусловили необходимость и целесообразность объединения в общих целях работы порта и железной дороги, принявшей на себя роль колонизатора края, в единой организации, как транспортно-промышленно-колонизационного комбината. Мурманский порт возник одновременно с постройкой дороги, и, поскольку порт не мог бы суще­ ствовать без железной дороги, постольку и Мурманская дорога не имела бы значения без порта. Организационно этот вывод был сделан в 1924 г., но фактическая согласованная работа дороги и порта началась с 1923 г. После продол­ жительных мотивированных ходатайств, Правлению дороги, получив дифферен­ циальные для Мурманска пошлины на целый ряд товаров, удалось победить большую часть предубеждений против неведомого полуночного порта и заклю­ чить ряд контрактов на импорт и экспорт грузов в безлюдной стране, при, отсутствии складочных помещений организовать перевалку с рельс на воду и с воды на рельсы. Все это удалось сделать при отсутствии средств, при слабом оборудовании, при недостатке жилья в стране полярной ночи, един­ ством организационных мер дороги и порта, их согласованной работой, что обусловило непрестанное развитие порта и дороги, как комбината. И дей­ ствительность превзошла ожидания. Рост перевозок превысил все предпо­ ложения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz