Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
мысль, что сооружение Мурманской железной дороги, приведшей нашу страну к незамерзающему круглый год открытому океанскому порту, должно внести совершенно новые факторы развития в жизнь огромного, но пустынного Ка рело-Мурманского края. По своему значению для северного края прове дение Мурманской железной дороги сравниваюсь с постройкой транс атлантических американских железных дорог. Разница между ними лишь в бытовых условиях русской и американской жизни. Русские железнодорож ные предприятия не обладали такими правами и возможностями, как аме- рикайские, и потому не могли обнаружить той инициативы и энергии по за селению и экономическому воздействию на обслуживаемый ими край, какая поражает в деятельности американских железнодорожных компаний. В соот ветствии с таким сопоставлением отмечалась мысль, что заселение района Мурманской ж. д., как и всего Севера, может рассчитывать на успех только в том случае, если правительство, возложив на Мурманскую железную дорогу функции, аналогичные с функциями американских и канадских железных дорог, примет решение оборудовать край в интересах тех отраслей народного труда, которые оно признает необходимым там создать в соответствии с при родными запасами обслуживаемого дорогой края >). Вместе с тем в экономической литературе выставляется задача экономи ческого открытия и использования Севера через транспорт в широких инте ресах всей страны, а потому постройка Мурманской железной дороги при обретает характер приступа к осуществлению этой задачи. Главнейшим же условием возможности развития северного края является прежде всего его колонизация, так как коренного населения совершенно недостаточно для потребностей развития края. Так намечается первый, в связи с сооружением Мурманской железной дороги, имеющий большую будущность на нашем пу стынном Севере, район, требующий к себе отношения, как к одному целому , а потому и оборудования и плана развития, подготовленного именно с этой основной точки зрения 2). „Мурманской же железной дороге, с ее техниче ским и хозяйственным аппаратом, должна в этом деле принадлежать первен- свующая роль, как основной оси будущей пионерно-колонизационной дея тельности отмечается совещанием в городе Петрозаводске, созванным 1 февраля 1919 года Петроградским Округом Путей Сообщения в целях выяснения путей экономического развития края. Тем же совещанием намечаются и исходные вехи будущей колонизацион ной работы в крае, основной осью которой должна явиться Мурманская же лезная дорога. Общеэкономическая отсталость Олонецкого края зависит от безлюдья и бездорожья. Естественные же свойства этого края таковы, что его роль в общем государственном хозяйстве—это роль поставщика сырья всякого рода, для добычи которого и переработки на месте необходима пла номерная колонизация. При этом правильно указывалось, что сельское хозяй ство в привычных формах, конечно, не может быть основой колонизации Оло нецкого края. Здесь необходим особый тип хозяйства, в котором обработка вемли и скотоводство комбинировались бы с различными промыслами. Для планомерного же развития производительных сил края и создания промышлен ности на месте край нуждается в рабочих руках, умелых техниках и органи заторах. Хозяйственная жизнь края должна развиваться путем планомерной организации целой сети мероприятий, охватывающих всевозможные, по местным условиям, отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, но ни в коем случае не базирующихся только на использовании одного какого-либо *) А. Ф. Зайцев и Н. Р. Родионов. Мурманская ж. д. и задачи эк он ом и ч еск ой политики на Севере. Петроград 1916 г. стр. И и 16. 2) Г1. Пальчинский. Ближайшие задачи в деле экономического развитии Север ного Края. Петроград 1918 г. Стр. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz