Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

в в о д н а я г л а в а . Сущность колонизационно-производственной работы Мурманской жел. дор. Возникновение идеи железнодорожной колонизации в свяэи с проведением Мурманской ж. д. Ее теоретическое обоснование. Особые условия состояния дороги, препятствовавшие ее осуществлению. Те же условия и общегосудар­ ственные задачи, выдвинувшие очередность колонизационной работы дороги. Проект Севзапэкосо об отводе Мурманской железной дороге лесной терри­ тории для колонизации и экономического оживления Карело-Мурманского края. Обоснование идеи железнодорожной колонизации Карело-Мурманского края Государственным Научно-Исследовательским Колонизационным Инсти­ тутом. Прохождение проекта о колонизации Карело-Мурманского края в Гос­ плане. Отзывы ведомств. Утверждение Положения о колонизации Карело- Мурманского края Советом Труда и Обороны (25 Мая 1923 года), возло­ жившего на Мурманскую дорогу осуществление колонизационных задач. * ** Мурманская железная дорога, с возложением на нее Постановлением Совета Труда и Обороны от 25 Мая 1923 года задач по колонизации К а­ рело-Мурманского края, за четыре года ее работы из недостроенной времянки постепенно превратилась в транспортно-промышленный комбинат с колони­ зационными задачами. Она не только передвигает товары, потребляемые и производимые в крае, но и непосредственно сама производит новые товарные массы, превращая отдельными производственными звеньями своего комбината потенциальные природные ценности края в ценности реальные, потребляемые страной, в товары. Лес и полезные минералы, рыба и белый уголь, болотные трясины и скудные подзолы начинают использовываться произ­ водственными звеньями комбината. Эта деятельность комбината в условиях безлюдья края, обусловливая возможность применения труда человека, при­ влекает сюда новое население, содействует постройке новых жилищ, создает новые производственные единицы, образует новые значительные пункты на­ селения вдоль дороги, постепенно проникая и в глубь края, т. е. осу­ ществляет колонизационную задачу и тем вызывает край к произ­ водственно-культурной жизни и создает увеличение грузооборота дороги. Таково, в общих чертах, направление работы транспортно-промышленно- колонизационного комбината Мурманской железной дороги. Идея этого метода—железнодорожной колонизации—для экономического развития района Мурманской железной дороги сложилась постепенно в про­ цессе ее работы, теоретически же подготовлена была в течение ряда лет общественной и научной мыслью. Еще в 1916 году, как только были сомкнуты рельсы железнодорожного пути Петроград—Мурманск, в экономической литературе была высказана

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz