Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
в в о д н а я г л а в а . Сущность колонизационно-производственной работы Мурманской жел. дор. Возникновение идеи железнодорожной колонизации в свяэи с проведением Мурманской ж. д. Ее теоретическое обоснование. Особые условия состояния дороги, препятствовавшие ее осуществлению. Те же условия и общегосудар ственные задачи, выдвинувшие очередность колонизационной работы дороги. Проект Севзапэкосо об отводе Мурманской железной дороге лесной терри тории для колонизации и экономического оживления Карело-Мурманского края. Обоснование идеи железнодорожной колонизации Карело-Мурманского края Государственным Научно-Исследовательским Колонизационным Инсти тутом. Прохождение проекта о колонизации Карело-Мурманского края в Гос плане. Отзывы ведомств. Утверждение Положения о колонизации Карело- Мурманского края Советом Труда и Обороны (25 Мая 1923 года), возло жившего на Мурманскую дорогу осуществление колонизационных задач. * ** Мурманская железная дорога, с возложением на нее Постановлением Совета Труда и Обороны от 25 Мая 1923 года задач по колонизации К а рело-Мурманского края, за четыре года ее работы из недостроенной времянки постепенно превратилась в транспортно-промышленный комбинат с колони зационными задачами. Она не только передвигает товары, потребляемые и производимые в крае, но и непосредственно сама производит новые товарные массы, превращая отдельными производственными звеньями своего комбината потенциальные природные ценности края в ценности реальные, потребляемые страной, в товары. Лес и полезные минералы, рыба и белый уголь, болотные трясины и скудные подзолы начинают использовываться произ водственными звеньями комбината. Эта деятельность комбината в условиях безлюдья края, обусловливая возможность применения труда человека, при влекает сюда новое население, содействует постройке новых жилищ, создает новые производственные единицы, образует новые значительные пункты на селения вдоль дороги, постепенно проникая и в глубь края, т. е. осу ществляет колонизационную задачу и тем вызывает край к произ водственно-культурной жизни и создает увеличение грузооборота дороги. Таково, в общих чертах, направление работы транспортно-промышленно- колонизационного комбината Мурманской железной дороги. Идея этого метода—железнодорожной колонизации—для экономического развития района Мурманской железной дороги сложилась постепенно в про цессе ее работы, теоретически же подготовлена была в течение ряда лет общественной и научной мыслью. Еще в 1916 году, как только были сомкнуты рельсы железнодорожного пути Петроград—Мурманск, в экономической литературе была высказана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz