Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

Сеть промышленно - коммерческих Предприятия Мурман- „ \ . „ „ ской жел. дор. к а к предприятии Мурманской железной до- промышленный ком- р0ги, организованная и работающая по приведенной схеме, явится развитием того комбината, начало которому положено в объединенной деятельности Лесного Отдела и Желрыбы. Эти предприя­ тия колонизуют край, создают в нем промышленное произ­ водство, усиливают грузооборот дороги, реализуют основы­ вающиеся на природных богатствах края производственные возможности, связывают край с рынками потребления, привлекают к нему их внимание и тем самым средства на дальнейшее расширение производства, — в общем про­ водя, таким образом, всю систему культурно-экономических мероприятий, которые в совокупности своей и являются плано­ мерной колонизационной работой. Сеть этих предприятий, являясь комбинатом отдельных производств, взаимно друг друга поддерживающих, представляет собой не столько замкнутое хозяйство, (ибо нет смысла поддерживать про- изводсто производством, если нет в конечном итоге роста продукции для товарно-рыночного оборота1, сколько хо­ зяйство, объединенное единой целью, технически хорошо, широко и разносторонне поставленное и потому способное в минимум времени, с затратой минимума средств, получаемых притом же из производства, а не из казны, достигнуть, мак­ симума количества и наиболее нужной в народно-хозяй- ственном обороте продукции. Перспективы совершенно реальные, конкретные, достижимые,, заслуживающие того, чтобы на осуществление их были затра­ чены многие усилия и достаточно средств. „ В заключение настоящей главы сле- Организация пересе­ ленческого д е л а в свя- Дует рассмотреть, как может отразиться зи с промыш. произв. собственно на переселенческом делев ко­ лонизуемых районах дороги отлив некоторой части средств из колонизационного фонда в промышленные предприятия. Прежде всего, в силу этого, должен уменьшиться объем ссудной материальной помощи переселяющимся. Масштаб землеотводных и культурно-вспомогательных пе­ реселенческих работ может оставаться без изменения, если только, при уменьшении ссудной помощи, не понизится спрос на землю со стороны желающих переселиться в Ка­ рельско-Мурманский край. Последнего же ожидать нельзя . 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz