Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

выделение части из ее прибылей на усиление денежного колонизационного фонда, равно как и на организацию дру­ гих предприятий. Что касается использования полез- Вопрос использова­ ния недр и гидро- ных ископаемых и источников гидроэнер- энергин. ГИИ) т о сколько-нибудь детально разре­ шить этот вопрос, даже хотя бы только в масштабе орга­ низационных предположений, едва ли возможно. Причина этого заключается, прежде всего, в том, что еще недоста­ точно установлена, как об этом говорилось выше, промы­ шленная ценность имеющихся и известных уже месторо­ ждений ископаемых. Источники же гидроэнергии, конечно, очень обильны и среди них имеются очень мощные. Но для широкого использования их благоприятный момент наступит поздней, когда вообще двинется значительно впе­ ред культурное и экономическое развитие в крае. Это нужно сказать, стоя на почве конкретных возможностей и трезвой неотвлеченной оценки современных и ближайших конъюнктур. Но в перспективе и принципиально, конечно, нужно признать теперь же, что в области использования недр и гидроэнергии возможности весьма велики. Реали ­ зацию их надо поставить в программу общего промышлен­ ного развития в крае, но надо определенно в то же время сказать, что путь к этому лежит через развитие в первую оче­ редь леской, лзсообрабатывающей и рыбной промышленности, через дальнейшее увеличение населенности края, через увеличение сети путей сообщения,— к чему и должны быть в первую очередь направлены организующиеся и функцио­ нирующие силы и средства. Строительное Есть, однако, одна отрасль работы, дело. для осуществления которой можно будет в ближайшей очереди организовать особое предприятие по строительному делу, имеющее целью постройку домов, скла­ дочных помещений, вспомогательных сооружений различного рода и грунтовых дорог. Нужда в таком строительстве уже назрела и выявляется все больше и больше, что вполне понятно в крае, который начал заселяться , хозяйственно развиваться и крепнуть. И самой Мурманской железной дороге нужно будет значительно развить строительную работу, до сего времени попутно выполнявшуюся разными техническими ее органами. Если это было возможно до- 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz