Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

придется осуществлять из колонизуемых районов (за границу или на внутренние рынки), то вывозиться должен лес в обра­ ботанной продукции. Этим будет достигнуто сбережение внутри района тех доходов по эксплоатации древообраба­ тывающих предприятий, каковые доходы в противном слу­ чае вместе с сырьем будут выходить из района, уменьшая тем самым в районе потребность в трудовой силе и „тру­ довую емкость" района. Затем совершенно невозможно упускать из виду сле­ дующее обстоятельство, как-то мало обращающее на себя внимание. Дело в том, что Европейская часть территории Советского Союза в целом крайне бедна лесом, несмотря на огромные запасы его на севере. По подсчетам, произ­ водившимся перед войной, количество лесной площади на одного жителя в Европейской России определялось в 1,66 десятины, тогда как в других наиболее лесистых (в целом) странах эта цифра выражалась: в Финляндии 5,25 дес., в Ш веции 3 ,72 дес., в Соединенных Ш татах Америки 3,39 дес., в Норвегии 3 ,10 дес. Отсюда еще и тогда возникла мысль о необходимости „повернуть леса севера на юг“,—чтобы их продукцией удовлетворять нужду внутреннего потребления. Но этому противостояли есте­ ственные условия: реки, прорезывающие главную массу северных лесов, текут на север, а не на юг. А транспорт лесного сырья выгоден только сплавной, по рекам, а не по железным дорогам. В то время, как лесное сырье из верховьев Волжского бассейна, — особенно из Камской его части свободно доходило по Волге до Царицина и ниже, по рельсам бревна не „транспортабельны" даже на рас­ стояниях втрое более коротких. Отсюда прямой, каза­ лось бы, следовал выход: значит нужно на местах обраба­ тывать лесное сырье в транспортабельный товар и питать им внутренние рынки, если нет достаточного сбыта этого продукта в районах добычи и переработки лесного сырья. Повидимому, это положение всецепо может быть приме­ нимо к колонизуемым районам Карельско - Мурманского края. Здесь должна быть широко и многообразно развита древообделывающая промышленность. На древообделывающих заводах должна быть поставлена не только выработка эле­ ментарного пило-материала (доски), но всевозможных по­ делок, нужных в строительстве и всякого рода промыслах. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz