Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

значительные выгоды в этом отношении может представить сбыт мелкой древесины в качестве крепежного леса (пропсы) на Шпицберген, при развитии там добычи каменного угля, запасы которого исчислены до 12 миллиардов пудов. Это будет выгодно и в лесопромышленном отношении, — как усиление спроса на нетоварный лес, и в транспортном,— как увеличение контингента перевозок в северном напра­ влении, и в отношении расчетов за уголь, в счет которых пойдет отпуск пропсов натурой, оставляя соответствующий денежный эквивалент в обороте предприятий дороги. Полезные ископае- Другой промышленной отраслью, на мые. развитие которой необходимо обратить внимание и для усиления которой должны быть приняты очередные меры, является разработка полезных ископаемых. О станавливаться подробно на перечне ископаемых з а ­ пасов и их промышленной ценности нет нужды. Подробно они описаны в различных изданиях и в частности в изда­ нии Правления Мурманской железной дороги „Производи­ тельные силы района Мурманской железной дороги". К рат ­ кий общедоступный их очерк помещен в отчетном издании „Год колонизационной работы Мурманской железной до­ роги" (стр. 2 1 8—227). Из полезных ископаемых объектом Вопросы использова- ^ ^ ния озерных ж елез- промышленной разработки могут быть ных руд. озерные железные руды, запас которых на территории дороги исчисляется приблизительно в 3 мил­ лиарда пудов, при содержании металла 30—4 5% . Общий запас последнего выражается таким образом в сумме около 1 миллиарда пудов — величина, очевидно, заслуживающая внимания. Для реализации этой ценности нужна, однако, довольно сложная техника и дорогое оборудование. Р е н т а ­ бельность дела повышается при комбинировании разра­ ботки руды, выплавки металла, сухой перегонки дерева для получения угля на плавку, использования гидроэнергии с превращением ее в электроэнергию и с утилизацией по­ следней такж е на плавку в электродомнах. В значительной части производство это сопряжено было бы с использованием нетоварной древесины на уголь. п левой шпат, кварц, Залежи кварца, шпата и слюды слюда. в районе от Сороки до Кандалакши от­ части уже разрабатываются. Горнопромышленные предприя­ 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz