Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

зено из Финляндии 10.262.000 пудов), потребовалось бы переработать 97 .000 куб. саж. древесины (балансов). А для переработки нужно было бы сверх того употребить в ка­ честве топлиза почти в три раза большее количество дре­ весины (на 1 куб. балансов, как сырья 2 ,6—3 куба дров). В округлении это дает около 400.000 куб. саж. нетоварной древесины в год,— потребность, которую не может покрыть вся площадь лесов Северо-Европейской части СССР. А между тем, потребность в названных товарах будет расти. Если даже этого не будет, то бумажный полуфабрикат (древесная масса, целлюлоза) несомненно явл яе тся выгод­ нейшим экспортным товаром, который, при недостатке сырья за границей, может иметь на внешних рынках неограничен­ ный спрос. Для скипидарного и канифольного производства нужным сырьем является нетоварная сосновая древесина. Ввоз канифоли в Россию из-за границы перед войной превышал уже 2 миллиона пудов. Между тем, недостаток этого про­ дукта ощущается уже в мировом масштабе. Франция и Германия практиковали культивирование сосны в Африке на подсочку для получения так называемого осмола, из которого получается скипидар, как товар сам по себе, и как вспомогательное средство для получения из осмола канифоли экстракционным способом. А у нас сосновый осмол идет на выработку черней смолы, что между про­ чим, например, в смолокуренных районах в Вятской губер­ нии привело уже к полному кризису этого кустарного про­ изводства вследствие полного истощения запасов нужного сырья. Если принять в учет эти общие конъюнктуры, то будет уже ясно, что если Мурманская дорога в ближайшем будущем должна будет снизить свои дровяные заготовки, то и тогда для увеличения использования нетоварной дре­ весины несомненно можно будет найти множество путей. Весь вопрос должен быть сведен к организации дела, а конъюнктурные условия несомненно благоприятны в том смысле, что такая или иная продукция промышленной об­ работки нетоварного лесного сырья легко разместится на внутреннем или внешнем рынках. Независимо от этого, в дополнение к тем предприя­ тиям, которые могут и должны быть развернуты в районе дороги для широкого и полного использования древесины, 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz