Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

конъюнктурные условия в этом отношении, вероятно, изме­ нятся. Дело в том, что серьезно выдвигается вопрос об использовании на дороге для своих надобностей Шпицбер­ генского угля, который по произведенным подсчетам обой­ дется в Мурманске за пуд 20 к. сп, т.-е. включая фрахт и стра ­ хование перевозки. При таких условиях переход на уголь в значительно большем масштабе, чем сейчас, представится не безвыгодным, а может стать и более выгодным, нежели использование древесного горючего. Возникает серьезный вопрос, каким образом можно будет при этом реализовать ценности за счет второстепенной, так называемой нетовар­ ной древесины, запас которой в лесах дороги и всего края весьма значителен. Лесозаготовительная работа, ведущаяся дорогой, имела до сего времени то преимущество, что она использовала нетоварную древесину, реализуя ее в ценность и давая тем соответствующие суммы в денежный колони­ зационный фонд. При ослаблении заготовки дров, значи­ тельная часть естественной продукции лесов может, как и прежде, оставаться вне использования, а в денежный коло­ низационный фонд не поступят те средства, которые полу­ чаются от использования этой части продукции леса. Нужно, следовательно, предусмотреть меры, которыми мо­ ж ет быть устранен этот возможный экономический ущерб. Возможности псполь- Вопрос использования нетоварной зования нетоварной древесины— обший вопрос для всей Се- древесины в про мы- <- шленном произвол- верозападной области и для всего лес- стве. ного Севера. Благоприятное разрешение этого вопроса вполне возможно. С этой точки зрения чрезвычайно интересны общие конъюнктурные условия для промышленности, соединенной с переработкой именно мел­ кой, второразрядной, нетоварной древесины. Эта древесина в значительной части может быть использована, как известно, на выделку бумаги и целлюлозы. Установлено, что для переработки на бумагу или целлю­ лозу 1 куб. сажени сырья в виде балансов (нетоварная дре­ весина) нужно еще от 2,6 до 3 куб. сажени древесины в виде дров для топлива. Исчислено, что для замены своим производством только того количества бумаги, целлюлозы, древесной массы и картона, которое до войны ввозилось в Россию из Финляндии (в 1914 г. этого товара было вве­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz