Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
слишком отвлеченным и не будет иметь практического ха рактера и поэтому практически не осуществимым. Необхо димо при этом принять во внимание, наконец, и то, что, организуя колонизационную работу и деятельность вспо могательных предприятий, железная дорога не может не считаться с своими нуждами и не учитывать реальные возможности под этим именно углом зрения. Иначе она может подорвать основы своего специально железнодорож ного хозяйства, а тем подорвать свои силы и возможности как аппарата колонизационно-промышленного. Этого об стоятельства не должны упускать из виду и местные органы края и руководящие органы других ведомств, а также и междуведомственные. Они не должны предъявлять железной дороге требований, исполнение которых можзт подорвать силы и возможности самой дороги, как государственного аппарата, имеющего специальное назначение. Дальнейшее направле- Исходя из этих соображений, нужно ние переселенческого начать с вопроса о дальнейшем напра- дела‘ влении переселенческого дела в К а рельско-Мурманском крае. Масштаб переселения должен быть строго согласован с потребностью в трудовой силе в каждом данном районе в каждый данный момент. По этому представляется необходимым уяснить для настоящего момента, возможно ли и нужно ли поставить на очередь в работе ближайших л ет дальнейшее привлечение в районы дороги переселенцев в большом масштабе. Как выше от мечено, наличный состав переселенцев, которые уже во дворены, слабо обеспечен своими материальными средст вами. Укрепление их хозяйственного быта в начальный период существования в крае обосновывается для боль шинства из них, главным образом, на материальной помощи в виде ссуд. Для дальнейшего существования большин ства переселенцев основой должны быть очевидно зара ботки в промышленности и промыслах, скорей в первой, чем во вторых, потому что к промыслам в местных усло виях надо еще приобрести необходимые навыки. Сельско хозяйственный промысел в начальном периоде будет досту пен в экономически ощутительном размере лишь для н е многих—только для тех, которые смогут быстро отвоевать от леса и заболоченности необходимые для этого пло щади. 4 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz