Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

слишком отвлеченным и не будет иметь практического ха­ рактера и поэтому практически не осуществимым. Необхо­ димо при этом принять во внимание, наконец, и то, что, организуя колонизационную работу и деятельность вспо­ могательных предприятий, железная дорога не может не считаться с своими нуждами и не учитывать реальные возможности под этим именно углом зрения. Иначе она может подорвать основы своего специально железнодорож­ ного хозяйства, а тем подорвать свои силы и возможности как аппарата колонизационно-промышленного. Этого об­ стоятельства не должны упускать из виду и местные органы края и руководящие органы других ведомств, а также и междуведомственные. Они не должны предъявлять железной дороге требований, исполнение которых можзт подорвать силы и возможности самой дороги, как государственного аппарата, имеющего специальное назначение. Дальнейшее направле- Исходя из этих соображений, нужно ние переселенческого начать с вопроса о дальнейшем напра- дела‘ влении переселенческого дела в К а ­ рельско-Мурманском крае. Масштаб переселения должен быть строго согласован с потребностью в трудовой силе в каждом данном районе в каждый данный момент. По­ этому представляется необходимым уяснить для настоящего момента, возможно ли и нужно ли поставить на очередь в работе ближайших л ет дальнейшее привлечение в районы дороги переселенцев в большом масштабе. Как выше от­ мечено, наличный состав переселенцев, которые уже во­ дворены, слабо обеспечен своими материальными средст­ вами. Укрепление их хозяйственного быта в начальный период существования в крае обосновывается для боль­ шинства из них, главным образом, на материальной помощи в виде ссуд. Для дальнейшего существования большин­ ства переселенцев основой должны быть очевидно зара­ ботки в промышленности и промыслах, скорей в первой, чем во вторых, потому что к промыслам в местных усло­ виях надо еще приобрести необходимые навыки. Сельско­ хозяйственный промысел в начальном периоде будет досту­ пен в экономически ощутительном размере лишь для н е ­ многих—только для тех, которые смогут быстро отвоевать от леса и заболоченности необходимые для этого пло­ щади. 4 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz