Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

нужного в интересах всего государственного хозяйства в целом, бесспорно вполне совпадает с интересами К аре­ лии и Мурмана. Развитием промышленного использования природных рессурсов края целиком исчерпываются интересы края. С точки зрения этих интересов важно, чтобы в по­ следовательном движении промышленного развития исполь­ зовалась трудовая сила местного населения, поднимая че­ рез то его благосостояние. Поскольку отдаленные местно­ сти края не втянуты в хозяйственный оборот вследствие их недоступности по отсутствию путей сообщения, привле­ чение из их пределов трудовой силы в хозяйственно раз­ вивающиеся районы есть мера, которая является лучшей с точки зрения краевых интересов. Поскольку же коло­ низационная работа вообще не связана с интересами раз­ режения населенности малоземельных районов, а лишь с потребностью в трудовой силе в районах колонизуемых, — нужно признать правильным, чтобы местное население в первую очередь имело заработки в прилегающих к линии районах, становясь в ряды колонистов— переселенцев. Независимо от этого Мурманская железная дорога за ­ интересована в скорейшем хозяйственном развитии и вну­ тренних районов прорезываемого ею края, как в создании питающего ее грузами района ее влияния. Поэтому прин­ ципиально нельзя отрицать целесообразности участия до­ роги и в тех мерах, которые могут быть проводимы в этих целях, как например строительство дорог, образование ко­ лонизационных очагов и вне предоставленной дороге тер ­ ритории, улучшения жилищных условий в промышленных населенных пунктах, например в Мурманске и т. п. В мере, какая будет возможна по бюджетным условиям, Мурманская ж елезная дорога несомненно будет должна выделять для этого и технические силы и материальные средства. При организации работ ближайшего предстоящего пе­ риода естественно и правильно исходить из экономических задач этого периода. С этими именно задачами должна быть методологически согласована и колонизационная ра­ бота дороги, а также организация и работа ее вспомога­ тельных предприятий. Но, конечно, при этом надо счи­ таться не только с реальными потребностями, которые так велики, но и с реальными возможностями, которые могут быть ограниченными. Иначе план действий будет 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz