Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

Перспективы использования в народно-хозяйственных целях природных запасов и производительных сил края, сводятся и в будущем к реализации ценностей прежде всего за счет ласных запасов края, являющихся наиболее важными из его природных рессурсов. Будут ли эти ценности играть в общем народно-хозяйственном обороте роль экспорт­ ных, или потребляемых внутри страны ,— это по существу в данном случае безразлично: в данном случае нужно до­ стигнуть именно того, чтобы эти ценности могли быть так или иначе реализованы. Сомнений в том, нужны ли или не нужны эти ценности для такого или иного народно­ хозяйственного использования, быть не может. Центр т я ­ жести данного вопроса переносится в другую плоскость: каким именно путем или методом, при данном или реально ожидаемом конъюнктурном комплексе, нужные ценности могут быть добыты. Такова постановка вопроса. Кроме ценностей за счет лесов, край в состоянии, по природным условиям, дать продукцию горного дела при использовании полезных ископаемых. В данном слу­ чае нужно предвидеть возможности производственного ком­ бинирования горнопромышленного дела с другими отра­ слями добывающей и обрабатывающей промышленности, при использовании гидроэнергии, как наиболее дешевой двигательной силы, эксплоатация которой по естественным условиям, в которых находятся источники гидроэнергии в Карельско-Мурманском крае, здесь наиболее удобны, чем где-либо в других районах страны ‘). При использовании гидроэнергии в широких промы­ шленных масштабах возможна организация производств, связанных не только с непосредственной переработкой лесного и ископаемого сырья, но и с постановкой других последующих, более сложных древообрабатывающего и хи­ мического производств. Нечего и говорить о громадных по существу возмо­ жностях расширения рыбного промысла и производств по переработке сырьевых материалов этого промысла в несра­ вненно более ценную продукцию. .*) Крутизна падения вод, обилие участков с крутым падением, углублен­ ные русла и высокие берега, плотность и крепость пород, из которых сложены берега рек и т. п. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz