Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

нии эксплоатации лесов этой территории никакими преи­ мущественными правами по сравнению с крупными лесо­ заготовительными организациями — Северолесом и Севзап- лесом. Наоборот, последние имеют перед Лесным Отделом преимущественное право на получение лесосек даже в гр а ­ ницах территории дороги (по ст. 8 Положения СТО от 25 мая 1923 года). И тем не менее, Лесной Отдел ока­ зался настолько более сильным экономически, а технически приспособленным, что в использовании древесины на коло­ низационном отводе он стал в главенствующее положение. Лесной Отдел, не пользуясь средствами из денежного колонизационного фонда, оперируя с основным капиталом за счет средств НКПС и с операционной прибылью на этот капитал, ведя разработку лесов на территории дороги, реализует народно-хозяйственные ценности, которые без его дея­ тельности не были бы реализованы, что очевидно, так как другие, даже пользующиеся преимущественными правами организации, как Северолес и Севзаплес, относительно слабо развивают сбою работу на указанной территории. Лесной Отдел, повышая общую производительность района дороги, реализует в наибольшей части финансовый фонд на производство колонизационных работ. Л есной Отдел снабжает лесным материалом и древес­ ным топливом всю свою железную дорогу и доставляет наиболее нужный шпальный материал для 'других дорог, обеспечивая также в полной мере нужду в лесоматериалах как переселенцев, так и Колонизационного Отдела, веду­ щего непосредственно колонизационную работу. Лесной Отдел, развивая лесоэксплоатацию и механи­ ческую обработку древесины на своих лесопильных заводах, дает тем самым значительные заработки местному населению и приходящим в край переселенцам — на лесных заготовках, на транспорте леса, на постройке заводов и в виде работы на этих заводах. Лесной Отдел, обрабатывая лесное сырье на своих з а ­ водах в районах лесозаготовок и по близости к ним, усиливает в районе дороги темп развития обрабатывающей промышленности, сберегая тем самым значительные сред­ ства в крае в виде заработной платы в лесообрабатываю­ щих операциях: иначе эти средства уходили бы, вместе ■с сырьем, в другие районы. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz