Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

Но есть в этом и отрицательные черты. Во-первых, ссуды психологически не способствуют развитию самодея­ тельности, что наблюдается несомненно. Во-вторых, период снабжения каждого данного переселенца ссудой ограничен, и, кроме того, с наступлением известного момента полу­ ченные переселенцами ссуды должны быть ими погашаемы. При таком положении дела переселенцы должны в более или менее близком будущем стать на свои ноги и суметь заработать средства не только на жизнь, но и на погаше­ ние ссуды. В этот то момент и должен начаться естественный отбор действительно годных переселенцев, с одной стороны спо­ собных к работе и устойчивых, а с другой не могущих дальше оставаться и работать в крае. Но для того, чтобы мог нормально Зн ач ение вспэмога- _ J тельных промышлен- протекать этот естественный отбор, дол- но-коммерческих жны быть на лицо объективные возмо- предприятии дороги. ^ жности заработков для переселенцев, которые могут и хотят работать. Население должно по­ лучить возможность заработка главным образом в промы­ шленном производстве, а не в сельском хозяйстве, которое быстро развиться и укрепиться в данных естественных условиях колонизуемого района не может. Если для н а ­ чального периода колонизационной работы организация ссудной помощи должна была быть признана не* только неизбежной, как бы терпимое зло, но и правильной, то в дальнейшем, конечно, необходимо перенести внимание, главным образом, на организацию заработков в промышлен­ ном производстве. С вопросом развития в колонизуемых районах про­ мышленного производства теснейшим образом связана дея ­ тельность вспомогательных предприятий Мурманской до­ роги, действующих на хозяйственно-коммерческих началах, Лесного Отдела, Правления „Желлеса" и „Желрыбы". Значение работы Основываясь на тех цифрах, которыми „Желлеса1*. в предыдущей главе очерчена лесозаго­ товительная деятельность Лесного Отдела, можно характе­ ризовать значение этого предприятия железной дороги, как значение главного потребителя древесины из лесов территории дороги и, следовательно, как предприятия, вносящего наи­ большую долю в денежный фонд на колонизационную работу. Лесной Отдел, нужно напомнить, не пользуется в отноше­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz