Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
Но есть в этом и отрицательные черты. Во-первых, ссуды психологически не способствуют развитию самодея тельности, что наблюдается несомненно. Во-вторых, период снабжения каждого данного переселенца ссудой ограничен, и, кроме того, с наступлением известного момента полу ченные переселенцами ссуды должны быть ими погашаемы. При таком положении дела переселенцы должны в более или менее близком будущем стать на свои ноги и суметь заработать средства не только на жизнь, но и на погаше ние ссуды. В этот то момент и должен начаться естественный отбор действительно годных переселенцев, с одной стороны спо собных к работе и устойчивых, а с другой не могущих дальше оставаться и работать в крае. Но для того, чтобы мог нормально Зн ач ение вспэмога- _ J тельных промышлен- протекать этот естественный отбор, дол- но-коммерческих жны быть на лицо объективные возмо- предприятии дороги. ^ жности заработков для переселенцев, которые могут и хотят работать. Население должно по лучить возможность заработка главным образом в промы шленном производстве, а не в сельском хозяйстве, которое быстро развиться и укрепиться в данных естественных условиях колонизуемого района не может. Если для н а чального периода колонизационной работы организация ссудной помощи должна была быть признана не* только неизбежной, как бы терпимое зло, но и правильной, то в дальнейшем, конечно, необходимо перенести внимание, главным образом, на организацию заработков в промышлен ном производстве. С вопросом развития в колонизуемых районах про мышленного производства теснейшим образом связана дея тельность вспомогательных предприятий Мурманской до роги, действующих на хозяйственно-коммерческих началах, Лесного Отдела, Правления „Желлеса" и „Желрыбы". Значение работы Основываясь на тех цифрах, которыми „Желлеса1*. в предыдущей главе очерчена лесозаго товительная деятельность Лесного Отдела, можно характе ризовать значение этого предприятия железной дороги, как значение главного потребителя древесины из лесов территории дороги и, следовательно, как предприятия, вносящего наи большую долю в денежный фонд на колонизационную работу. Лесной Отдел, нужно напомнить, не пользуется в отноше 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz