Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
приурочивается к ряду отдельных пунктов или участков дороги, наиболее благоприятных для этого по разным причинам. Эти пункты определяются прежде всего тех никой устройства дороги. Наибольшее скопление людей образуется, например, при крупных деповских станциях, где имеются ремонтные мастерские; то же наблюдается в пунктах, имеющих административно-техническое значение для дороги. Тут образуется относительно благоприятные условия для получения заработка или для сбыта продук ции хозяйства. Люди стягиваются к таким пунктам—фор мируются сгустки населения. В других пунктах дорога пересекает, например, сплавную реку, по которой гонится лесное сырье. Здесь наиболее удобно и выгодно органи зуется работа по переделке сырья в более транспорта бельный или нужный на месте товар, возникают соответ ствующие устройства, требуется рабочая сила, при ее скоплении образуется центр потребления продукции хо зяйства, что притягивает соответствующих производителей. Снова образуется сгусток населения. То же наблюдается при скрещении или соприкосновении дороги с водным транспортным путем, ибо здесь возникает перевалочный пункт, требующий рабочих рук и т. д. Если к этому до бавить, что самый район Мурманской железной дороги по естественным условиям представляет очень мало удобства для организации хозяйства, не связанного с железной до рогой, то будет вполне понятно, что правильное заселение района дороги должно быть привязано только к отдельным пунктам или участкам дороги, где приходящее население мо жет иметь удобный и близкий заработок. Без этого хозяй ство переселенцев в начальной стадии своего развития существовать не может и не разовьется. Водворение пе реселенцев вне связи с такими пунктами было бы ги бельным и для них и для всего переселенческого дела в крае. Чрезвычайно важно отметить, что в любом районе, где только что начинает зарождаться хозяйственная и промышленная жизнь, население оседает всегда первона чально сгустками или отдельными гнездами или пятнами. Так заселено, например, и по настоящее время шведское побережье Ботнического залива, где населенность приуро чена к наиболее удобным пунктам побережья. Так засе 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz