Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

приурочивается к ряду отдельных пунктов или участков дороги, наиболее благоприятных для этого по разным причинам. Эти пункты определяются прежде всего тех­ никой устройства дороги. Наибольшее скопление людей образуется, например, при крупных деповских станциях, где имеются ремонтные мастерские; то же наблюдается в пунктах, имеющих административно-техническое значение для дороги. Тут образуется относительно благоприятные условия для получения заработка или для сбыта продук­ ции хозяйства. Люди стягиваются к таким пунктам—фор­ мируются сгустки населения. В других пунктах дорога пересекает, например, сплавную реку, по которой гонится лесное сырье. Здесь наиболее удобно и выгодно органи­ зуется работа по переделке сырья в более транспорта­ бельный или нужный на месте товар, возникают соответ­ ствующие устройства, требуется рабочая сила, при ее скоплении образуется центр потребления продукции хо­ зяйства, что притягивает соответствующих производителей. Снова образуется сгусток населения. То же наблюдается при скрещении или соприкосновении дороги с водным транспортным путем, ибо здесь возникает перевалочный пункт, требующий рабочих рук и т. д. Если к этому до­ бавить, что самый район Мурманской железной дороги по естественным условиям представляет очень мало удобства для организации хозяйства, не связанного с железной до­ рогой, то будет вполне понятно, что правильное заселение района дороги должно быть привязано только к отдельным пунктам или участкам дороги, где приходящее население мо­ жет иметь удобный и близкий заработок. Без этого хозяй­ ство переселенцев в начальной стадии своего развития существовать не может и не разовьется. Водворение пе­ реселенцев вне связи с такими пунктами было бы ги ­ бельным и для них и для всего переселенческого дела в крае. Чрезвычайно важно отметить, что в любом районе, где только что начинает зарождаться хозяйственная и промышленная жизнь, население оседает всегда первона­ чально сгустками или отдельными гнездами или пятнами. Так заселено, например, и по настоящее время шведское побережье Ботнического залива, где населенность приуро­ чена к наиболее удобным пунктам побережья. Так засе­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz