Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

теризует колонизационной работы с отрицательной стороны и не лишает ее принадлежащего ей значения. Другое дело, если такие явления получают большое количественное выражение и становятся массовыми. Но этого в колонизуемых районах на территории дороги пока не наблюдается. Для того, чтобы устранить возможность такого явл е ­ ния, нужно, чтобы переселяющиеся сознательно относи­ лись к делу, вперед знали, на что идут и что ожидает их в месте нового поселения. Нужно, чтобы переселение было актом сознательным, впредь продуманным каждым заинтересованным лицом. В этих целях составлена и рас­ сылается справочная книжка для переселенцев; для осве­ домления их составлен информационный листок, который рассылается всем интересующимся. В этих осведомитель­ ных материалах описаны все условия края, трудность устройства в нем, необходимость иметь известный запас своих средств дополнительно к возможным ссудам, обяза­ тельность энергичной работы и трудовой настойчивости, чтобы прочно устроиться и организовать хозяйство в ко­ лонизуемом крае. „ Теперь нужно остановиться на во- В шрос размещения г J переселенцев по ко- просе размещения переселенцев на коло- лонизуемой терри- низуемой территории. Как было видно из тории. сказанного, новые поселения расположены в 21 пункте. Эти пункты разбросаны друг от друга на значительном расстоянии, располагаясь по всему протяже­ нию железной дороги от Медвежьей Горы до Мурманска. В результате получается „гнездовая колонизация", „коло­ низация сгустками". Целесообразность такого направления дела возбуждает среди некоторых сомнение, такое напра­ вление дела является , по некоторым взглядам, дефектом и неправильностью. А между тем это только и правильно, — и именно в силу того, что колонизация Карельско - Мурманского края связана с железной дорогой, что колонизация здесь явл яется именно железнодорожной, привязанной к желез­ ной дороге и на нее опирающейся. Мурманская ж елезная дорога только что создает хозяйство и производство в про­ резываемом ею крае. Край в целом хозяйственно не р а з ­ вит. Р азвитие хозяйства, как всегда в таких случаях, 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz