Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

дорожникам" в деле первоочередного устройства их как „колонистов", в ущерб другим, не железнодорожникам. Переселенческое Следующим моментом явл яется во- дело. прос о мерах, направленных уже непо­ средственно к обеспечению колонизационных районов тру­ довой силой вообще При обсуждении колонизационных предположений в стадии их подготовки еще до организа­ ции Правления, многие высказывали решительные сомне­ ния в том, что кто нибудь решится идти и „колонизиро­ ваться* в Мурманском крае, страшном своими суровыми зимами, зимней беспросветной ночью, цынгой и дикостью. На первом заседании Колонизационной Комиссии (25 июня 1923 года) в речи председателя ее еще звучало сомнение в том, что найдется для Мурманского края достаточный колонизационный контингент. Правда, работавшей в то время на севере Колонизационной Экспедицией Наркомзема определенно намечались в этом направлении большие возможности. Это же заключение, казалось, с полной определенностью намечалось по данным Наркомзема, соб­ ранным в центре. Публиковались в Вестнике Мурман­ ского Края соображения о возможных резервах трудовой силы для Мурманского края в лице переселенцев. На том же заседании Колонизационной Комиссии, Председатель Правления Дороги, в качестве Члена Комиссии, высказы­ вал, что „число желающих переселиться на Мурман может оказаться столь велико, что могут встретиться затрудне­ ния, при скудости денежных средств, в удовлетворении всех ходатайств". Действительность оправдала эти предположения. Р е ­ зультат работы по части водворения и устройства пере­ селенцев, т.-е . реальное возникновение на линии новых посел­ ков, обстроенных и непрерывно обстраивающихся, обитаемых укрепляющимися в крае колонистами, давшими в край добавочную трудовую силу, исчисляемую до 2.000 человек (всех возрастов, обоих полов), не может быть рассматриваемо иначе, как поло­ жительный результат не долгой пока колонизационной работы Мурманской железной дороги. Факт говорит сам за себя. Значение его — вне всяких сомнений, потому что создание колонизационных очагов среди мало обитаемого края есть достижение огромной важности. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz