Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
дорожникам" в деле первоочередного устройства их как „колонистов", в ущерб другим, не железнодорожникам. Переселенческое Следующим моментом явл яется во- дело. прос о мерах, направленных уже непо средственно к обеспечению колонизационных районов тру довой силой вообще При обсуждении колонизационных предположений в стадии их подготовки еще до организа ции Правления, многие высказывали решительные сомне ния в том, что кто нибудь решится идти и „колонизиро ваться* в Мурманском крае, страшном своими суровыми зимами, зимней беспросветной ночью, цынгой и дикостью. На первом заседании Колонизационной Комиссии (25 июня 1923 года) в речи председателя ее еще звучало сомнение в том, что найдется для Мурманского края достаточный колонизационный контингент. Правда, работавшей в то время на севере Колонизационной Экспедицией Наркомзема определенно намечались в этом направлении большие возможности. Это же заключение, казалось, с полной определенностью намечалось по данным Наркомзема, соб ранным в центре. Публиковались в Вестнике Мурман ского Края соображения о возможных резервах трудовой силы для Мурманского края в лице переселенцев. На том же заседании Колонизационной Комиссии, Председатель Правления Дороги, в качестве Члена Комиссии, высказы вал, что „число желающих переселиться на Мурман может оказаться столь велико, что могут встретиться затрудне ния, при скудости денежных средств, в удовлетворении всех ходатайств". Действительность оправдала эти предположения. Р е зультат работы по части водворения и устройства пере селенцев, т.-е . реальное возникновение на линии новых посел ков, обстроенных и непрерывно обстраивающихся, обитаемых укрепляющимися в крае колонистами, давшими в край добавочную трудовую силу, исчисляемую до 2.000 человек (всех возрастов, обоих полов), не может быть рассматриваемо иначе, как поло жительный результат не долгой пока колонизационной работы Мурманской железной дороги. Факт говорит сам за себя. Значение его — вне всяких сомнений, потому что создание колонизационных очагов среди мало обитаемого края есть достижение огромной важности. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz