Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

нарных взысканий. Трудность работы в крае суровом, ненаселенном, крайне слабо снабженном самыми элементар ­ ными условиями существования (продовольствие, жилище) создавали не тягу, а, наоборот, старанье избежать всеми возможными мерами службы на дороге. Это отрицательное явление последовательными мерами было изжито. Количество командированных, достигавшее на 1 июля 1922 года свыше 2 .000 человек, на 1 сентября 1922 г. снизилось до 959, на 1 января 1923 года до 644, а к июню 1923 г. было совершенно ликвидировано. Политика Правления была последовательной и жест­ кой. Но в связи с этим было, конечно, необходимо устра­ нить те объективно тяжелые условия, которые отталкивали трудовой элемент от службы на Мурманской дороге. Вер­ ным способом достигнуть эту цель было обеспечение тру­ дящихся на дороге хотя бы относительно благоприятными условиями существования в виде постоянного жилья и возможности вести хотя бы небольшое хозяйство и тем обеспечить свой быт. Летом 1923 года, еще до того, как в кассу дороги стали поступать средства от использования территории, предоставленной ей по Положению СТО 25 мая 1923 года (эти средства начали поступать лишь с 1 октября 1923 г. по ст. 15 этого Положения), Правление присту­ пило к отводу участков прежде всего для рабочих и слу­ жащих железнодорожников. Мера имела несомненный успех. Получившие землю, выстроившие дома железнодо­ рожники стали постоянными жителями в районе дороги. Теперь уже не приходится думать о недостатке состава. Наоборот, возможность получить при дороге участок земли, построить дом, обзавестись некоторым хозяйством служит причиною того, что в настоящее время предложение постоян­ ного труда на железную дорогу превышает действительную потребность в нем. Результат совершенно ясный, определенный, доказав­ ший с полной неопровержимостью целесообразность первых шагов дороги в колонизационном деле. Эти первые шаги укрепили дорогу, как колонизационную ось, в отношении обеспечения ее рабочей силой. В этом должны видеть исчерпывающий ответ на свои сомнения все те , которым казалось неправильным якобы покровительственно-прист- растное отношение Правления дороги к „своим железно­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz