Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
нарных взысканий. Трудность работы в крае суровом, ненаселенном, крайне слабо снабженном самыми элементар ными условиями существования (продовольствие, жилище) создавали не тягу, а, наоборот, старанье избежать всеми возможными мерами службы на дороге. Это отрицательное явление последовательными мерами было изжито. Количество командированных, достигавшее на 1 июля 1922 года свыше 2 .000 человек, на 1 сентября 1922 г. снизилось до 959, на 1 января 1923 года до 644, а к июню 1923 г. было совершенно ликвидировано. Политика Правления была последовательной и жест кой. Но в связи с этим было, конечно, необходимо устра нить те объективно тяжелые условия, которые отталкивали трудовой элемент от службы на Мурманской дороге. Вер ным способом достигнуть эту цель было обеспечение тру дящихся на дороге хотя бы относительно благоприятными условиями существования в виде постоянного жилья и возможности вести хотя бы небольшое хозяйство и тем обеспечить свой быт. Летом 1923 года, еще до того, как в кассу дороги стали поступать средства от использования территории, предоставленной ей по Положению СТО 25 мая 1923 года (эти средства начали поступать лишь с 1 октября 1923 г. по ст. 15 этого Положения), Правление присту пило к отводу участков прежде всего для рабочих и слу жащих железнодорожников. Мера имела несомненный успех. Получившие землю, выстроившие дома железнодо рожники стали постоянными жителями в районе дороги. Теперь уже не приходится думать о недостатке состава. Наоборот, возможность получить при дороге участок земли, построить дом, обзавестись некоторым хозяйством служит причиною того, что в настоящее время предложение постоян ного труда на железную дорогу превышает действительную потребность в нем. Результат совершенно ясный, определенный, доказав ший с полной неопровержимостью целесообразность первых шагов дороги в колонизационном деле. Эти первые шаги укрепили дорогу, как колонизационную ось, в отношении обеспечения ее рабочей силой. В этом должны видеть исчерпывающий ответ на свои сомнения все те , которым казалось неправильным якобы покровительственно-прист- растное отношение Правления дороги к „своим железно 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz