Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
В „тезисах по колонизации Севера Европейской Рос сии", вместе с тезисами по колонизации Поволжья, Юго- востока и Сибири, выработанных Государственным Коло низационным Институтом в Москве и являющихся сводкой взглядов и интересов на это дело различных ведомств, вполне подтверждается правильность и жизненность фор мулированных в настоящей главе принципов, которым должна следовать колонизационная работа. Не имея воз можности привести здесь целиком эти тезисы *), нельзя, однако, не отметить, как наиболее ярко подтверждающее изложенные выше мысли, следующее: а) Необходимость усиления экономического и укре пления финансового положения страны побуждает в ско рейшем времени приступить к наиболее полному и рацио нальному использованию лесных богатств Севера, имеющих то преимущество, что они находятся близко к местам вы воза за-границу и вблизи единственно свободного выхода России на океанские пути; скорейшее расширение эксплоа- тации этих лесных богатств невозможно без увеличения контингента наличного населения Севера (тезисы 1 и 2 по колонизации Севера). б) Для осуществления цели развития эксплоатации рессурсов Севера должны быть всемерно привлекаемы и всякого рода государственные и кооперативные организа ции; во всяком случае должно быть оказано всемерное содействие самодеятельности населения (тезис 9 по коло низации Севера). в) Особую, но совершенно необходимую задачу в общем плане колонизации должны составлять заботы об отдель ных местных национальных группах, поскольку они являются вместе с тем и наилучшим колонизационным элементом для освоения отдельных районов. Эти заботы должны выра зиться в мерах, направляемых к поднятию их культурного уровня, к укреплению и развитию их хозяйств (тезис 14 по колонизации Сибири). Из этих главных руководящих положений можно ви деть, что в основу колонизационной работы Мурманской желез ной дороги, или, вернее, в основу конструкции и направления х) Они напечатаны в „Трудах Государственного Колонизационного Научно- Иссдедовательного Института1*, т. I, стр. 342—355. Москва. 1924 г. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz