Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

не доминирующее, а служебное значение — оно есть средство, а не цель, оно является только одним из элементов коло­ низационного процесса. Задачи колонизации Что касается интересов Карельско- с точки зрения инте- Мурманского края, то в отношении под- ресов краевого хо- J г зяйства Карелии и нятия и укрепления производства в крае Мурманского края, заинтересованность последнего в колони­ зации совпадает с заинтересованностью в этом всего госу­ дарственного хозяйства и железной дороги. Для Мурман­ ской губернии важно увеличение заселенности, как таковое, но лишь при условии, конечно, создания одновременно источников заработка и существования для добавочного населения, и лишь параллельно и не в ущерб улучшению условий труда и хозяйства местного населения. Карелия же заинтересована, во-первых, в обеспечении зем­ лей в прилегающих к линии железной дороги районах той части населения, которая испытывает недостаток земли и заработков на месте проживания в отдаленных, глухих местностях Респу­ блики. Во вторых, Карелия выдвигает и принцип националь­ ного подбора заселыциков района дороги, находя, что среди них гражданам карельской национальности должно быть дано значительное место. Это пожелание, вполне понят­ ное с точки зрения общественной политики в отношении национальных меньшинств, вполне согласуется с интере­ сами колонизации района дороги и по существу; карель­ ское население, приспособившееся к местным условиям, конечно, явл я е тся наиболее желательной частью трудового колонизационного контингента. ~ Процесс переселения, в результате Организация труда r „ г в развивающемся которого в колонизуемых районах полу- ироизводстве. чается добавочное население, как ска­ зано, должен быть подчинен потребности на трудовую силу. Следовательно, организуя и проводя переселение, государственный аппарат должен предварительно или п а ­ раллельно организовать и самое производство. Этот принцип диктуется, как обязательный, также и общей политикой планового построения хозяйства в СССР. Таким образом, второй главной частью и задачей коло­ низационной работы является организация всякого рода пред­ приятий по промышленному использованию природных рессурсов 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz