Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

I Принципы и задачи колонизационной работы Мурманской железной дороги. Принимая на себя выполнение колонизационных задач в Карельско-Мурманском крае, Правление Мурманской ж е ­ лезной дороги давало себе ясный отчет о сложности пред­ стоящего пути. Предстоявшие работы должны были прежде всего быть увязанными с народнохозяйственными нуждами в широком масштабе всего государственного хозяйства и экономической политики СССР. Одновременно эти работы должны были быть согласованными с интересами и нуждами краевого хозяйства Карельско-Мурманского края. В современных условиях строитель- «ац„ИоИ ства колонизация мыслится не столько с то ч ки зрении нд* родно-хозяйственных как социально экономический процесс, интересов. сопряженный с передвижением народных масс на новые места и возникновением в связи с этим хозяйственной работы на заселяемых территориях, сколько как действие государственного аппарата, регулирующего в со­ ответствии с государственными нуждами возникающие в массах стремления к перемещению. В основе колонизационной р а ­ боты дореволюционного периода лежало переселение— „пе­ реселенческое дело". Отход избыточного крестьянского населения из мало­ земельных районов смягчал, как казалось, остроту аграр­ ного вопроса, оттягивая опасность, постепенно сгущавшу­ юся над частным землевладением. Конечно, разрежение населения малоземельных рай ­ онов и само по себе может быть чисто экономической мерой, когда оно имеет в виду в зять из малоземельных районов избыточную в сельском хозяйстве (при недостатке земли) трудовую силу, пропадающую непроизводительно (по той же причине), и использовать ее производительно в дру­ гих районах — в сельском хозяйстве или индустриальном 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz