Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.
I Принципы и задачи колонизационной работы Мурманской железной дороги. Принимая на себя выполнение колонизационных задач в Карельско-Мурманском крае, Правление Мурманской ж е лезной дороги давало себе ясный отчет о сложности пред стоящего пути. Предстоявшие работы должны были прежде всего быть увязанными с народнохозяйственными нуждами в широком масштабе всего государственного хозяйства и экономической политики СССР. Одновременно эти работы должны были быть согласованными с интересами и нуждами краевого хозяйства Карельско-Мурманского края. В современных условиях строитель- «ац„ИоИ ства колонизация мыслится не столько с то ч ки зрении нд* родно-хозяйственных как социально экономический процесс, интересов. сопряженный с передвижением народных масс на новые места и возникновением в связи с этим хозяйственной работы на заселяемых территориях, сколько как действие государственного аппарата, регулирующего в со ответствии с государственными нуждами возникающие в массах стремления к перемещению. В основе колонизационной р а боты дореволюционного периода лежало переселение— „пе реселенческое дело". Отход избыточного крестьянского населения из мало земельных районов смягчал, как казалось, остроту аграр ного вопроса, оттягивая опасность, постепенно сгущавшу юся над частным землевладением. Конечно, разрежение населения малоземельных рай онов и само по себе может быть чисто экономической мерой, когда оно имеет в виду в зять из малоземельных районов избыточную в сельском хозяйстве (при недостатке земли) трудовую силу, пропадающую непроизводительно (по той же причине), и использовать ее производительно в дру гих районах — в сельском хозяйстве или индустриальном 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz