Арнольдов, А. М. Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае: по материалам, разработанным колонизационным отделом Правления дороги / А. Арнольдов ; Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : Ленинградский Гублит, 1925. - 86 с. : табл.

менно стала выявляться в очень интенсивных формах временно приостановившаяся тя га крестьян к переселению, вопрос колонизации выдвинулся во всю его ширь и стал реально, жизненно актуальным. Железные дороги, как Разрешение колонизационных вопро- колонизационный фак- сов стало нельзя отодвигать на задний тор в СССР. план. Но разрешение их по дореволю­ ционной схеме переселенческого дела было уже невозможно. Свободных земель, годных непосредственно для заселения перемещающимися массами, больше не было. Свободными оставались и остаются пространства огромные, но не кул ь ­ турные. Строительство путей сообщения, главным образом железных дорог, выдвинулось в качестве основы колони­ зации тех свободных и достаточно обильных природными запасами и производственными силами пространств, вклю­ чение которых в хозяйственный оборот страны мыслится необходимым для улучшения финансов и рассчетного баланса нашего государственного хозяйства. Но это положение, теоретически бесспорное, оставалось и остается только теоретическим, поскольку не наступила еще возможность широкого железнодорожного строитель­ ства в районах, которые нужно приобщить к экономической жизни. Тем более следовало использовать для колониза­ ции, а через нее и для экономического развития те районы, которые так или иначе имели уже магистральные пути. К таким районам относится прежде всего, конечно, К а ­ рельско-Мурманский край, прорезанный во время войны Мурманской железной дорогой. Колонизационное зна- В ^ 22 Г°ДУ быЛО учреждено Пра- чение Мурманской же- вление Мурманской железной дороги. лезнои дороги. Силою вещей и по определенному смыслу Положения о Правлениях железных дорог, Правления я в л я ­ ются органами не только для технического урегулирования и руководства деятельностью дорог, как транспортных предприятий, но и для участия в работе по экономическому укреплению и развитию обслуживаемых дорогами районов. Край, по которому пролегает Мурманская ж елезная дорога, заключает в себе значительные запасы природных богатств и производительных сил. Реализация народно-хо­ зяйственных ценностей за счет этих запасов, через приложение к ним труда, являлась задачей несомненно первоочередной. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz