Крепс, Г. М. О состоянии льдов в горле Белого моря весною 1924 г. // Работы Мурманской биологической станции / Мурм. биол. станция. – Ленинград, 1925. – Т. 1. – С. 145-152.

— 149 - Уже отдельных торосов нет, а все видимое пространство представляет одно сплошное поле взлома и нагромождения льда. Толчки и сотрясения судна следуют чаще один за другим и в один из таких моментов наше судно получило небольшой, гра­ дусов в 7, крен на левый, подветренный, борт, и нос его, рядом подлезших под него льдин, был приподнят фута на 11/ 2 . Отливное течение несколько ослабляет напор льда, но во время прилива получается еще большее сжатие и в эти часы движение льдов, частота и интенсивность сотрясений судна до ­ стигают своего максимума. Течение же, давая общее движение льда в обоих направлениях вдоль берега, перпендикулярного к направлению ветра, как бы встряхивает всю массу льда и вновь создает возможность дальнейшего их уплотнения. Часам к 4-м дня мы были уже не дальше, чем в версте от берега, изредка показывавшегося в метели. Сотрясения судна теперь быстро следовали одно за другим и в восьмом часу д о ­ стигли своего максимума. Несмотря на большую уверенность нашего командного состава в чрезвычайную прочность корпуса „Песца", ни капитан, ни гарпунеры не исключали возможности, что он все же сдаст и будет раздавлен. Приступлено было к сбору наиболее ценных и необходимых вещей, чтобы с ними в критическую минуту сойти на лед. Около 8-ми часов вечера сильнейший напор затряс все судно и оно, стоявшее с небольшим креном на левый борт, с треском и скрежетом перевалилось на столько же на правый, и уже готово было успокоиться на нем, как продолжавший напирать, с еще неиспытанной нами до сих пор силой взгромоздившийся в виде как бы ледяной волны, поднявшейся около нас до высоты спардека, лед нажал на судно, оно вновь задрожало и быстрым, но плавным движением, всем корпусом, сохраняя тот же крен, но относительно несколько больше приподняв корму, поднялось вверх и стало, как в доке. Его выдавило из льда, приподняв почти на сажень кверху, так что обнажилась половина руля и, обращенная вверх, лопасть винта едва не выходила на поверх­ ность. Хотя сам корпус „Песца" и выдержал напор льда, но, как вскоре обнаружилось, у него в кормовой части оказалась силь­ нейшая течь, в короткое время налившая его водою, которая покрыв кожух вала, устанавливалась вровень с морем. Насколько удалось выяснить, на значительном протяжении, начиная от кормы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz