Дерюгин, Константин Михайлович. Сравнительная оценка результатов гидрологических разрезов по Кольскому меридиану // Работы Мурманской биологической станции / Мурм. биол. станция. – Ленинград, 1925. – Т. 1. – С. 131-137.
- 134 — риал по рейсу, совершенному на одну неделю раньше или позже срока того же месяца предыдущего года уже является в значи тельной мере обесцененным. Две недели разницы делают его уже мало пригодным для сравнения. Совершая гидрологические разрезы всего лишь 4 раза в год мы, до сих пор совершенно не знаем степени изменчивости температур в различных горизонтах в течение различных периодов одного месяца. В виду этого мы не можем пока ввести никакого определенного коэффициента поправки на различия в сроках наблюдений. Вторым, гораздо более сложным, затруднением является неточность в определении пунктов станций по Кольскому мери диану. От этого могут происходить ошибки чрезвычайной гру бости, совершенно меняющие общую картину и дающие цифры мало пригодные для сравнения. Дело в том, что в условиях совершения рейсов в Барен цевом море почти совершенно не приходится для определения пунктов станций пользоваться методом астрономических вычисле ний, так как солнце даже летом скрыто серой пеленой. Ноябрь ский рейс проходит почти в полном мраке полярной ночи, не редко с пургой. Приходится пользоваться лишь навигационными приемами определения пунктов станций, приводящими, конечно, нередко к чрезвычайно значительным смещениям, особенно существенным в направлении меридиана, т. е. с 5 на N. Прини мая во внимание чередование теплых и холодных водных масс по Кольскому меридиану стоит только допустить ошибку на 1/ і ° широты, чтобы попасть в район воды иного типа. При таком положении цифры получаются совершенно несравнимые. Между тем, до сего времени обычно при обработке материалов приме няют простой способ сопоставления температур по широтным станциям, что и приводит нередко к ложным выводам. Учитывая это обстоятельство, я старался ослабить его вредное влияние установлением более подробного рельефа дна по Коль скому меридиану, чтобы использовать глубину, как один из опор ных элементов для определения положения станции. С этой целью в августовском рейсе 1921 г. мною были осуществлены промеры глубины через 10', благодаря чему мы теперь с некоторой долей уверенности можем подойти ко всем последующим рейсам. С этой точки зрения особенно поучительным является ноябрьский рейс 1923 г., рассмотрение термических данных которого меня и при вело к выражению настоящих моих взглядов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz