Львов, Владимир Николаевич. Русская Лапландия и русские лопари : географический и этнографический очерк / Вл. Львов. – Москва : Типо-литография И. М. Кушнерев и К, 1903. – 82 c., рис., фот., карта. – Библиогр. с. 82.
— 67 — ихъ; гадаютъ и узнаютъ о пропавшихъ вещахъ. Они мо- гутъ приносить добро и причинять зло людямъ. Лопари сильно в!;рятъ въ своихъ колдуновъ-нойдовъ, и эту веру въ нихъ раздЬляютъ вместе съ лопарями и коляне и рус- CKio поморы. Какимъ могуществомъ, по мнешю лопарей, обладаетъ нойда, можно заключить изъ слЗздующаго разсказа, где нойда приносить пользу одному лопарю даже помимо своей воли. «Былъ не очень давно еще въ ПазргЬкгЬ одинъ лопарь, по имени Никита. Онъ былъ раньше хоропий охотникъ, но после, по неизвестнымъ причинамъ, ему не удавалось убить ни одного зверя, ни птицы; и онъ сталъ чувство вать большую нужду. Однажды пргЬхалъ въ Пазреку нойда. ■Никита пошелъ къ нему навстречу и пригласилъ его къ себе въ тупу. Вечеромъ онъ его угостилъ какъ следуетъ, а после ужина приготовилъ нойде постель и незаметно положилъ ему внизъ подъ голову рогъ съ порохомъ и пу лями. Утромъ колдунъ сталъ перебирать въ головахъ у себя все платье и наконецъ дошелъ и до рога. Взялъ онъ ихъ въ руки‘и сказалъ Никите: «кто тебя научилъ сюда ихъ положить?» —«'Всть захочешь, поневоле поло жишь»-.—<Ну, возьми, теперь будешь доставать хорошо». И действительно, после этого старикъ съ охоты никогда больше не возвращался съ пустыми руками *). Что касается жертвоприношешй, то они исчезли въ своемъ первоначальномъ виде, но отчасти сохранились въ не сколько иной форме. Напр., выше указанъ случай прино- гаешя въ жертву лопарями сейту табаку передъ началомъ рыбной ловли. Подобнымъ же образомъ, передъ началомъ рыбной ловли, иногда просятъ нойду наговаривать на сви- нецъ и бросаютъ его въ реку, повыше того места, где производится ловъ. Иногда вместе со свинцомъ бросаютъ серебряныя монеты. Берутъ также «какой-нибудь гости- *) Ы. Харузинъ. „PyccKie лопари". 5 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz