Львов, Владимир Николаевич. Русская Лапландия и русские лопари : географический и этнографический очерк / Вл. Львов. – Москва : Типо-литография И. М. Кушнерев и К, 1903. – 82 c., рис., фот., карта. – Библиогр. с. 82.
— 66 — Въ однихъ говорится о происхожденщ сейтовъ: въ камни превращаются люди. Въ другихъ разсказывается о столкно- вешяхъ человека съ сейтомъ. Некоторые лопари будто бы знакомы съ сейтомъ и ведутъ съ нимъ дружбу. Такой лопарь можетъ испортить человека и даже накликать ему скорую смерть. Вотъ одинъ разсказъ о происхожденш сейта. На берегу Сейтъ-Явера (озеро) и теперь стоить камен ный сейтъ. На одной ноге его одета каньга (лопарскШ башмакъ), на другой сапогъ. Пр1едутъ лопари ловить рыбу и подносятъ передъ ловлей сейту табаку. А женщины по этому берегу и ходить не смеютъ и остаются на противо- положномъ берегу.—Давно еще, когда чудь ходила, окру жили лопари чудскаго богатыря и сказали ему, чтобы сдался. А когда онъ согласился, велели надеть на одну ногу каньгу (въ знакъ покорности). Наделъ шведъ каньгу, а лопари все-таки его убили. Съ т£хъ поръ онъ стоить тамъ, камнемъ сделался и сталъ сейтомъ *). Своимъ богамъ лопари въ старину приносили жертвы: оленей, собакъ и другихъ животныхъ. Приносили эти жертвы пойды. Но нойды были не только жрецами, а также колдунами и шаманами. Подобно шаманамъ многихъ другихъ северныхъ народовъ, они занимались гаданьемъ и лечетемъ больныхъ. Они также имели бубенъ и особую шаманскую одежду. Нойдами бывали и женщины. Лопар ские колдуны славились далеко и вне Лапландш. Не да- ромъ Лапландхя (или древняя Похъола) называлась «мрач ной страной чародбевъ». Нойды сохранились и до нашего времени. Если исклю чить жертвоприношетя, которыя теперь вывелись изъ употреблешя въ прежнемъ виде, то нойды сохранили И теперь свою прежнюю деятельность. Они также предска- зывають будущее; узнаютъ, что происходить въ отдален- ныхъ краяхъ; лечатъ болезни и сами могутъ насылать ’■') А . Ященко: Нисколько словъ о Русской Лапландш“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz