Львов, Владимир Николаевич. Русская Лапландия и русские лопари : географический и этнографический очерк / Вл. Львов. – Москва : Типо-литография И. М. Кушнерев и К, 1903. – 82 c., рис., фот., карта. – Библиогр. с. 82.

— 65 — животными, и домашними и дикими, и помогаете лопарямъ на oxort. Более всего изъ этихъ боговъ лопари почитали Айеке. Высппя божества, обитавппя на небе, въ воздухе и на земле, были светлыя и благодетельный для людей. Но были еще мрачныя и враждебныя для нихъ божества; они жили подъ землей. Тамъ, подъ землей, находилась страна мертвыхъ, где души людей, обновленный новыми телами, или блаженствуютъ или мучаются, смотря по своимъ зем- нымъ дЬламъ. Властителемъ этой подземной страны былъ Рота или Руота —злое божество. Кроме высшихъ боговъ, было еще много второстенен- ныхъ: это духи, населявппе землю и воду, живунце въ лесахъ и на горахъ, повелевающее ветрами и тучами. Веровашя въ этихъ духовъ сохранились отчасти и теперь, несмотря на христаанство. Идоловъ у лопарей было немного. Обыкновенно они делали изображешя только двухъ боговъ: Айеке—деревян­ ное и Сторьюнкаре—каменное. Но кроме того они почи­ тали и почитаютъ еще и сейчасъ некоторые камни и утесы, которые они называютъ сейтами. Камень есть собственно место обиташя сейта; но лопари переносятъ свое почита- Hie и на самые камни, почитая ихъ священными. Лопарь представляетъ себе сейта, какъ существо неви­ димое, но могущее превращаться въ живое существо, на- примеръ, въ птицу, рыбу, зверя, наконецъ въ человека. Сейтъ живетъ жизнью лопаря: онъ водитъ оленей, держитъ собакъ, строитъ вежи, карбасы, кережи; онъ вступаетъ въ бракъ, родится и умираетъ. Такимъ образомъ назваше «сейтъ» означаетъ и камень и духа. Можно думать, что камни эти были прежде надгробными памятниками надъ могилами предковъ, а потомъ уже почиташе предка пере­ шло на камень. Между прочимъ сейтамъ-камнямъ прино­ сили жертвы и обмазывали ихъ кровью или рыбьимъ жиромъ. У лопарей существуетъ много разсказовъ о сейтахъ. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz