Львов, Владимир Николаевич. Русская Лапландия и русские лопари : географический и этнографический очерк / Вл. Львов. – Москва : Типо-литография И. М. Кушнерев и К, 1903. – 82 c., рис., фот., карта. – Библиогр. с. 82.
— 64 — съ русской печью. Перенимаются постепенно и мнойе рус- CKie обряды и руссшя песни. Въ лопарсюй языкъ вошло много русскихъ словъ. Развийе хрисйанства и грамотно сти должно еще больше усилить это обрусЬте лопарей. И вероятно, спустя некоторое время, лопари потеряютъ свои особенный племенныя черты и постепенно сольются съ окружающей ихъ русской народностью. VI. Религюзныя предетавлешя и народная поэз1я лопарей. Въ то время, когда pyccKie столкнулись съ лопарями, у нихъ существовала вполне развитая миеолойя. У нихъ было много боговъ—и высшихъ и низшихъ. Они верили въ высшее божество, Радгет-Лтчге, живущее на небе, кото рому были подвластны все друйе боги. У Рад1енъ-Атч1е (атч1е—отецъ) былъ единственный сынъ, Padiem-Kiedde, которому отецъ поручилъ дело творешя. Въ этомъ пред- ставленш о высшемъ божестве и его сыне уже сказыва лось отдаленное в.шяше хрисйанства. Но признавая выс шее божество, лопари въ то же время олицетворяли раз- личныя силы природы. Среди ихъ высшихъ боговъ мы встречаемъ бога солнца (Бейве или Лейве,), бога грома (Айеке), бога охоты ( Сторъюнкаре). Солнце, по предста- влешямъ лопарей, объезжаетъ небо на олене или медведе. Въ продолжеше полугода оно озаряетъ своимъ светомъ м1ръ и потомъ куда-то скрывается, и тогда наступаютъ тьма и холодъ. У солнца были сестра, мать, жена и дочь, ко торыя часто упоминаются въ лопарскихъ сказкахъ. Вогъ грома (Айеке) постоянно борется съ злыми духами. Онъ поражаетъ ихъ своими стрелами-молтями. Лукъ изъ котораго онъ мечетъ стрелы, это—радуга. Когда Айеке ходитъ по тучамъ, происходитъ громъ. Вогъ охоты ( Сторъюнкаре) властвуетъ надъ всеми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz