Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,
немало мастерств и ремёсел, засыпал болота, развёл скот, устроил ко жевни и варницы, соединил озёра и устроил воистину знаменитую по силе воды водяную мельницу, до сих пор именуемую Филипповской17. Г. Случевский в своих путевых впечатлениях, касаясь истории Соло вецкой обители, совершенно справедливо говорит, что мудрый и вели чавый святитель был Иоанну по уму, правдивости и непорочной жизни гораздо страшнее (а следовательно, и ненавистнее) кн. Курбского. Замечательно, что один из образованных соловецких монахов, глу боко изучивший историческую жизнь монастыря, с коим меня на один час столкнула судьба (и не пожелавший быть названным), уверял на ос новании письма, будто бы присланного Филиппом в Соловецкую оби тель из места его заточения Тверского Отроч монастыря, что святитель, будучи в ссылке, составил весьма подробные записки о времени своей бытности московским митрополитом, крайне обличавшие гениального порфирородного злодея, развратника и грозного богохулителя, и что часть этих записок, посланная на Соловки, будто бы как-то чрез преда теля попала в руки Иоанну и подвигла его послать Малюту Скуратова привесть святителю венец мученический, причём этот злобный пес су масшедшего деспота по удушении святителя привёз вторую часть этих записок Иоанну, доведшую его до такого бешенства, что он перевешал и переказнил всех находившихся тогда в Москве Колычевых, обвиняя их в сношениях с почившим святителем. Тот же монах указывал между прочим, что внутренняя история Соло вецкой обители преисполнена политической мудрости, что монастырь не брезгал ни беглыми, ни недовольными государственным строем, если только они хорошо хоронили концы и «раскаивались», т. е. отре кались от всяких внешних сношений, что купцы и чиновники, правда, попадали сюда редко и то ради делаемых ими значительных вкладов, но монастырь никогда не отказывал в поступлении тогдашней единич ной интеллигенции, т. е. дворянам, как не отказывает и теперь никому, а в том числе даже самым страшным грешникам, а в их числе и отстав ному палачу, пожелавшему постричься несколько лет назад. Правда, 17 На всё это святитель, пришедший сюда простым монахом, пожертвовал массу собственных денег.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz