Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

новал необходимость строительства в Екатерининской гавани незамерза­ ющего порта, соединённого железной дорогой с северной столицей и Россией. - В своем докладе я выяснил как все неудобства, так и все выгоды, которые могли произойти от устройства там базы нашего флота, - отмечал министр финансов. - Екатерининская гавань представля­ ла собою замечательную гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищённости. Эта гавань ни­ когда не замерзает вследствие тёплого морского течения Гольфстрим. Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; .о т т у д а наш флот бу­ дет иметь прямой доступ в океан. Император Александр III, ознакомив­ шись с его докладом, наложил резолю­ цию о строительстве порта и железной дороги на Севере. Но его безвременная кончина осенью 1894-го, а затем нере­ шительность молодого царя Николая II на 22 года отсрочили эти планы. И толь­ ко 4 октября 1916 года в Екатерининской гавани был заложен последний город Российской Империи Романов-на-Мур- мане. Будущий М урманск . Однако если смотреть на современ­ ную географическую карту, то Алексан- дровск-на-Мурмане (город Полярный) находится как раз на берегу Екатери­ нинской гавани. А у Евгения Львова мы читаем, что Екатерининская га­ вань «расположена при устье Кольской губы (Кольского залива. - Прим. изд.), в которую впадают две реки, Кола и Тулома...», то есть там, где построен Мурманск. Почему возникла геогра­ фическая путаница? Дело в том, что до 1764 года Екатерининская гавань назы­ валась Корабельной. И в своей книге Евгений Львов называет её по старинке. Исходя из текста «Русского Странни­ ка», Александровск был заложен в бух­ те Корабельной, а Мурманск - в Екате­ рининской гавани. Надо полагать, что талантливый пу­ блицист Евгений Львов внёс свою лепту в строительство нашего города. Он был искренне убеждён, что Мурманский бе­ рег благодаря исключительному стра­ тегическому положению, природным богатствам и удивительным людям, его населяющим, перестанет быть глухой окраиной России. - Пройдут годы, и здесь непременно будет русский флот.., а за ним придёт и масса торговых, военных и всяких лю­ дей; с ними появятся и законная власть, и порядок, и сама цивилизация со всеми её атрибутами, плодами и благами... И в будущем Екатерининске выстроят­ ся театры, весь Мурман покроется сетью железных, шоссейных, правительствен­ ных и земских дорог, перевязанных те­ леграфной проволокой; ... будут изда­ ваться газеты и зажжётся электричество; всё это, может быть, и будет, ибо должно быть рано или поздно, будучи в порядке и истекая из мирового хода в ещ е й .» Сегодня спустя 125 лет эти слова ав­ тора книги звучат как сбывшееся про­ рочество, которое превзошло все самые смелые и дерзкие замыслы. Книга Евгения Львова приоткрывает малоизвестную страницу истории Мур­ манска. Но нам, потомкам, очень важно знать и помнить, с чего начинался наш любимый город и кому мы обязаны его появлением. Редакция ООО «Глобал Медиа»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz