Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,
новал необходимость строительства в Екатерининской гавани незамерза ющего порта, соединённого железной дорогой с северной столицей и Россией. - В своем докладе я выяснил как все неудобства, так и все выгоды, которые могли произойти от устройства там базы нашего флота, - отмечал министр финансов. - Екатерининская гавань представля ла собою замечательную гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищённости. Эта гавань ни когда не замерзает вследствие тёплого морского течения Гольфстрим. Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; .о т т у д а наш флот бу дет иметь прямой доступ в океан. Император Александр III, ознакомив шись с его докладом, наложил резолю цию о строительстве порта и железной дороги на Севере. Но его безвременная кончина осенью 1894-го, а затем нере шительность молодого царя Николая II на 22 года отсрочили эти планы. И толь ко 4 октября 1916 года в Екатерининской гавани был заложен последний город Российской Империи Романов-на-Мур- мане. Будущий М урманск . Однако если смотреть на современ ную географическую карту, то Алексан- дровск-на-Мурмане (город Полярный) находится как раз на берегу Екатери нинской гавани. А у Евгения Львова мы читаем, что Екатерининская га вань «расположена при устье Кольской губы (Кольского залива. - Прим. изд.), в которую впадают две реки, Кола и Тулома...», то есть там, где построен Мурманск. Почему возникла геогра фическая путаница? Дело в том, что до 1764 года Екатерининская гавань назы валась Корабельной. И в своей книге Евгений Львов называет её по старинке. Исходя из текста «Русского Странни ка», Александровск был заложен в бух те Корабельной, а Мурманск - в Екате рининской гавани. Надо полагать, что талантливый пу блицист Евгений Львов внёс свою лепту в строительство нашего города. Он был искренне убеждён, что Мурманский бе рег благодаря исключительному стра тегическому положению, природным богатствам и удивительным людям, его населяющим, перестанет быть глухой окраиной России. - Пройдут годы, и здесь непременно будет русский флот.., а за ним придёт и масса торговых, военных и всяких лю дей; с ними появятся и законная власть, и порядок, и сама цивилизация со всеми её атрибутами, плодами и благами... И в будущем Екатерининске выстроят ся театры, весь Мурман покроется сетью железных, шоссейных, правительствен ных и земских дорог, перевязанных те леграфной проволокой; ... будут изда ваться газеты и зажжётся электричество; всё это, может быть, и будет, ибо должно быть рано или поздно, будучи в порядке и истекая из мирового хода в ещ е й .» Сегодня спустя 125 лет эти слова ав тора книги звучат как сбывшееся про рочество, которое превзошло все самые смелые и дерзкие замыслы. Книга Евгения Львова приоткрывает малоизвестную страницу истории Мур манска. Но нам, потомкам, очень важно знать и помнить, с чего начинался наш любимый город и кому мы обязаны его появлением. Редакция ООО «Глобал Медиа»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz