Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,
весьма умного дельца и в то же время доброго патриота Ф. В. Чижов. В 1875 году по инициативе правительства, желавшего способство вать развитию промыслов Северного моря, учреждается срочное паро ходство по берегам Белого моря, Онежского залива и по Мурманскому берегу в Ледовитый океан до границы нашей с Норвегией, причём Чи жов, добровольно приняв на себя учредительство, сделался главным акционером и душою этого предприятия. Вместе с тем им были при глашены к участию барон Дельвиг, граф Литке, Мамонтовы и другие сочувствовавшие ему москвичи, между коими и разошлись 462 пая, каждый по 500 руб. (из 616, реализованных до 1882 года). Кроме того, 100 паёв взяло себе министерство финансов. В 1877 году после смерти Ф. В. Чижова часть его паёв перешла к его многочисленным наследникам, другая в количестве 124 паёв сде лалась собственностью 4 учебных заведений9. К старым же пайщикам несколько лет спустя присоединился М. И. Кази, коему одна из наслед ниц Чижова, ввиду пользы уже тогда приносимой им товариществу, за вещала предложить приобрести её паи по их номинальной стоимости. Товарищество приобрело несколько старых пароходов: «Архан гельск», «Кемь», «Онегу», на коих и совершало срочные рейсы, полу чая субсидию от правительства в количестве 50 тыс. руб. в год. Местная и государственная польза от деятельности товарищества проявилась быстро и наглядно. По отчетам товарищества оказывается, что в семи летний период от 1877 по 1883 год (не принимая в соображение пла вание на Новую Землю, которое совершается только два раза в год для доставки туда специальных грузов) пассажирское и грузовое движение как на Мурманской, так и на Беломорской линиях почти утроилось. Но вместе с тем личная выручка товарищества, несмотря на замечатель ную бессеребрянность и экономию его правления, оказалась весьма проблематичной10. Вдобавок купленные подержанными суда ветша ли, в 1887 и 1888 гг. товарищество потеряло два океанских парохода 9 Между прочим, костромской и с.-петербургской мужских гимназий. 10 В течение первых лет делами правления заведывал член его гр. К. Ф. Литке, а затем по выбытии графа товарищество избрало председателем М. И. Кази, вступившего вместо него членом. М. И. Кази и один из членов отказались от всякого содержания, а вознаграждение остального правления равняется всего 3000 руб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz