Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

можность установить прочные экономические связи между Сибирью и Архангельским краем. Не надо забывать, что даже при современных условиях земледелия в Сибири количество свободных избытков хлеба, подлежащих вывозу, может в урожайные годы достигать нескольких десятков миллионов пудов и что, каким бы путем сибирский хлеб не следовал к Балтийским портам, во всяком случае появление в сих портах нескольких лишних десятков миллионов пудов сибирского хлеба не останется без влияния на размер продажных цен и окажет понижающее действие на эти цены к невыгоде как хлеба сибирского, так и хлебов европейской России. Но эти невыгодные для нашей хлебной торговли последствия мог­ ли бы быть в значительной мере ослаблены, если бы сибирский хлеб нашёл для себя выход на мировой рынок не через Балтийские порты, откуда отпуск за границу хлеба уже совершается ныне в значительных размерах, но через такой порт, где отпуск этот ещё ничтожен. Таким портом для Сибири сделается Архангельск в случае проведения желез­ ной дороги от Перми до Котласа. По устройству поверхности Сибири и по направлению её речных си­ стем сибирские грузы, ищущие выхода за море, должны были бы тяго­ теть к Ледовитому океану; но так как сибирское прибрежье Ледовитого океана почти недоступно из-за льдов и совершенно пустынно, то есте­ ственным портом для вывоза сибирских произведений представляется Архангельск, хотя и находящийся в европейской России, но омывае­ мый водами Ледовитого океана. Архангельский порт, как увидим ниже, находится по своим природным удобствам и по своему благоустройству в условиях вполне хороших. Се­ верная Двина у г. Архангельска представляет отличную, спокойную и по­ местительную гавань, а произведённые в недавнее время работы по углу­ блению фарватера и порта сделали его доступным для больших судов. Затем, так как Северная Двина на всём протяжении от Архангель­ ска вверх до Котласа достаточно многоводна и способна к перевозке весьма значительного количества грузов, то с проведением железнодо­ рожной линии от Перми до Котласа получится удобный выход к Архан­ гельскому порту для сибирских грузов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz