Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

Зернохранилище на ст. Котлас. Автор неизвестен. 1899 год судов и 1000 мелких судов. На этих судах поморы ведут торговлю с Норвегией, плавают в Петербург и даже в Англию. Этот флот с разви­ тием отпускной торговли от Архангельского порта мог бы до некоторой степени устранить господство иностранцев в перевозке грузов, конку­ рировать с ними и, так или иначе, служить целям и интересам русской торговли. Вообще, по мнению А. П. Энгельгардта, ни население бере­ гов Балтийского моря, ни жители берегов Чёрного моря не представ­ ляют столько задатков для развития морского дела, как северные наши поморы, соорудившие и содержащие собственными средствами более 1000 морских судов, - почему проведение железной дороги к Северу будет способствовать поддержанию и дальнейшему развитию на Белом море торгового флота. Мореплавание, умножая морские силы государ­ ства, создаёт опытных и отважных моряков для военного флота; судо­ строение же и судоходство доставят вместе с тем занятия и заработок многим тысячам способных и дельных по природе людей. Что же касается Архангельска, то обращение его в экспортный центр будет иметь последствием, что он потребует в большем коли­ честве произведения заводской и мануфактурной промышленности из внутренних губерний России, что окажет влияние на усиление движе­ ния по Вологодской железной дороге, которая соединит Архангельск с Ярославлем, Волгой, Москвой, словом, с центром России, а кроме того, проведение рельсового пути, связывающего Сибирь с бассейном Северной Двины, представит для Сибири ещё ту выгоду, что даст воз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz