Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,
Зернохранилище на ст. Котлас. Автор неизвестен. 1899 год судов и 1000 мелких судов. На этих судах поморы ведут торговлю с Норвегией, плавают в Петербург и даже в Англию. Этот флот с разви тием отпускной торговли от Архангельского порта мог бы до некоторой степени устранить господство иностранцев в перевозке грузов, конку рировать с ними и, так или иначе, служить целям и интересам русской торговли. Вообще, по мнению А. П. Энгельгардта, ни население бере гов Балтийского моря, ни жители берегов Чёрного моря не представ ляют столько задатков для развития морского дела, как северные наши поморы, соорудившие и содержащие собственными средствами более 1000 морских судов, - почему проведение железной дороги к Северу будет способствовать поддержанию и дальнейшему развитию на Белом море торгового флота. Мореплавание, умножая морские силы государ ства, создаёт опытных и отважных моряков для военного флота; судо строение же и судоходство доставят вместе с тем занятия и заработок многим тысячам способных и дельных по природе людей. Что же касается Архангельска, то обращение его в экспортный центр будет иметь последствием, что он потребует в большем коли честве произведения заводской и мануфактурной промышленности из внутренних губерний России, что окажет влияние на усиление движе ния по Вологодской железной дороге, которая соединит Архангельск с Ярославлем, Волгой, Москвой, словом, с центром России, а кроме того, проведение рельсового пути, связывающего Сибирь с бассейном Северной Двины, представит для Сибири ещё ту выгоду, что даст воз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz