Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

вод в этом месте в широко разлившуюся Северную Двину. Отсюда до Сольвычегодска рукой подать, и здесь же (близ Красноборска) Воло­ годская губерния граничит с Архангельской. Действительно, более идеальную пристань представить себе трудно: наш пароход подошёл к берегу вплотную; берег высок настолько, что никогда не заливается водою, и тут же идёт обширное отлогое и поло­ гое пространство, где, по всему вероятию, быстро вырастет торговый город, как только сюда пойдёт сибирский хлеб. Здесь хлебные амбары могут быть расположены вдоль самого берега реки, так же, как и линия железной дороги. Таким образом, хлебохранилища будут непосред­ ственно соприкасаться с бортом судна и с вагонами. Словом, здесь все природные условия для того, чтобы и хранение хлеба, и передачу его из вагона в судно сделать наиболее удобными и дешёвыми. Нашему Северу линия Пермь - Котлас может дать хлебных грузов более, нежели всякая другая, так как она захватит тот обширный район, где в настоящее время хлебные грузы не находят для себя достаточно выгодного сбыта и где Архангельский порт может с наибольшим для себя успехом соперничать с Балтийскими портами. Благодаря этому линия Пермь - Котлас может доставить нашему Северу не только то количество хлеба, в котором он нуждается для своего продовольствия, но и значительные избытки для вывоза хлеба за границу, и тем поднять Архангельск, вернув ему значение экспортного пункта, значение, кото­ рым этот древний русский порт неоднократно славился в течение своей свыше 300-летней исторической жизни. Развитие русского экспорта в сколько-нибудь значительных разме­ рах через Архангельск представляется особенно желательным, так как условия края и привычка к морю жителей представляют весьма бла­ гоприятные для того условия. Благодаря бывшему казённому порту в Архангельске местное население выучилось строить прочные, пра­ вильно оснащённые суда, а мореходные школы дали знающих моряков. На Белом море образовался постепенно значительный торговый флот из 1000 приблизительно морских судов и около 1000 мелких судов. Из общего числа судов принадлежат промышленникам всего 1964 судна, из коих насчитывается 18 пароходов, 946 морских парусных больших

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz