Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

уже подписан контракт с пароходным обществом, на обязанности коего будет лежать срочное пароходство, имеющее установить связь между Печорой и Архангельском. Между сведениями, время от времени доставляемыми с дальнего Севера лицами, подобно мне глубоко сочувствующими его оживлению, получено мною два сообщения настолько интересных, что я считаю возможным закончить извлечениями из них последнюю главу моей книги, дабы дать читателям полное понятие о том, что делается уже сейчас на нашем Севере во имя его блага. Первое из этих сообщений повествует о приступе к изысканиям ли­ нии новой Архангельской дороги инженерами общества Московско- Ярославской дороги. Оказывается, что тотчас по нашем проезде на Север было энергично приступлено к делу. Одиннадцать партий сразу разбросаны были на всём протяжении от Вологды до Архангельска. Надо было в течение короткого северного лета на протяжении с лиш­ ком 600 вёрст, в местности, совершенно лишённой населения, среди непроходимых лесов, болот и сплошной тундры, не имея мало-мальски правдивой карты, без проводников, проектировать безошибочно воз­ можную железную дорогу, дабы к осени выслать тысячи рабочих для прорубки всей линии. Вот как описывает мой старинный знакомый инженер, заведывавший самым северным участком работ, произведённое в конце июля изыскание. «Партия изыскателей, шедших из Архангельска, заключалась из на­ чальника партии, производившего выбор направления линии, пикета­ жиста - для промера линии и составления плана её, нивелировщика, двадцати рабочих с десятниками и до 20 рабочих носильщиков, так как брать лошадей при полном отсутствии путей не было возможности. Начались изыскания с левого берега Двины против города Архан­ гельска. Перейдя пойму реки по прямой 8 Ѵі вер., у деревни Исакогорки линия вошла в сплошные леса, покрывающие как возвышенности, так и низины. Впереди предстояло пройти 200 вёрст при полном отсутствии жилья и каких-нибудь дорог. Пришлось организовать ручную переноску инструментов, багажа и провизии, закупаемой в Архангельске в виде консервов, ржаных сухарей и сухой трески. По мере того, как линия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz